Автор канала в Яндекс.Дзен сродни канатоходцу: приходится балансировать между желанием собрать просмотры и страхом скатиться до кликбейта. Граница и правда призрачная. В этом материале постараемся сделать ее четче.
Страшный кликбейт, какой он?
Цитируем Яндекс.Помощь: «Кликбейт в Дзене — это оформление карточки публикации, которое обманывает ожидания читателей. Кликбейтные карточки намеренно искажают смысл, утаивают информацию или преувеличивают факты. Основная цель такой карточки — побудить читателя открыть статью. С помощью кликбейта авторы намеренно увеличивают количество просмотров, чтобы получить больше дохода от рекламы или переходов на сайт».
Классический признак кликбейта — обман, манипуляция читателем. В заголовках это выглядит так:
-
«Это случится, если в манную кашу добавить…..». Это не интрига, а недоговоренность. Нельзя так.
-
«Делайте эти 5 упражнений, и вы навсегда избавитесь от морщин». Типичное намеренное преувеличение.
-
«С 2021 года государство отменяет пенсии». А это искажение фактов, даже если речь действительно об отмене пенсии или какой-то ее части для определенной категории граждан. Потому что заголовок чрезмерно обобщает и несет ложный посыл.
-
«Что готовят на Рождество в Дании: вы будете в шоке» или «Жестокие подробности профессиональной дрессировки собак». Негативно маркированные слова в названиях постов хоть и стимулируют просмотры, но очень не нравятся алгоритму Дзена.
-
«Стань эффективнее всего за неделю. Жми, чтобы узнать как». Настойчивые call to action в заголовках неуместны.
Скажете, что в Яндекс.Дзен половина заголовков именно такие? Да, темы с налетом «желтушности» здесь хорошо заходят, но недолго собирают сливки. Рано или поздно такие каналы настигает бан.
Рецепт блистательных заголовков
На самом деле, хотелось написать «убойных, мощных и сокрушительных», но нет. Уж слишком похоже на кликбейт. Мы пойдем другим путем — путем тонкого психологического маркетинга.
В неврологии есть термин «триггер». Это болевая точка, которую вы чувствуете, если на нее нажать или надавать. Не так давно понятие болевой точки дошло и до маркетинга. В нем под триггерами понимают особенности человеческой натуры, влияющие на поведение. Нам триггеры интересны с точки зрения открываемости и дочитывания постов. Начнем с 5 основных.
1. Лень
Если не все, то большая часть людей мечтает о судьбе сказочного Иванушки-дурачка: ничего не делаешь, сидишь на печи, а потом рррраз….и на тебя сваливается царевна и полцарства в придачу. Это он, триггер лени. Чтобы на него аккуратно надавить, в заголовке должны быть слова, упрощающие задачу: быстро, меньше усилий, несложно, играючи. Работают и обороты, подчеркивающие простое решение вопроса.
«6 советов, которые помогут за полчаса заполнить налоговую декларацию»
«7 несложных блюд из 5 простых ингредиентов»
2. Стадность
Это про то, что «все побежали, и я побежал». Подчеркивайте известность, распространенность, популярность, чтобы дать понять — все делают это!
Хорошо работают большие цифры, но только подтвержденные фактами. С непроверенными данными осторожней — кликбейт близко.
«На «Запорожец» готовы пересесть 1 млн. россиян»
«Компания N выпустила новый курс английского языка тиражем 1 млн. экземпляров и его раскупили за 1 день»
3. Индивидуальность
Этот триггер срабатывает у тех, кто хочет выделиться из общей массы. Здесь важно понимать, что затертые слова «эксклюзивный», «уникальный» и «элитный» уже не работают. Ищите более узкие сегменты и точные определения. Это могут быть творческие люди, любители африканской музыки, знатоки стимпанка, дамы 50+ и пр.
«Базовый список пакистанских специй для любителей острых блюд»
«Как выглядеть в белом элегантно и стильно, если вам чуть-чуть за 50»
«ТОП-3 недорогих линеров для городского скетчинга»
Уточняйте, акцентируйте внимание на особенностях, условиях, деталях.
Про жадность, эмоции, цифры и вопросы в заголовках Дзена — в следующей статье.