Выбор CMS. Часть 2

Выбор CMS. Часть 2

С теорией выбора CMS мы закончили в предыдущей статье. Здесь покопаемся в практике и покажем, где спотыкались сами.

Чем CMS, CMF и фреймворк отличаются друг от друга

По сути, грань между CMS и CMF очень тонкая. Поэтому более корректно сравнивать CMS и фреймворк. У них разные возможности, следовательно, разные прикладные области.

CMS — для типовых проектов. На ней хорошо реализовать классический корпоративный сайт, интернет-магазин, визитку. Шаг влево, шаг вправо — приходится лепить костыли. Что всегда зло.

Фреймворк похож на коробку с кубиками: из готовых элементов программист делает основу, что-то особенное дописывает руками. И это не костыли, а ручная работа. Неуклюжих костылей, кстати, не получится, потому что у фреймворка есть ORM — драйвер для работы с базой данных. А еще он защищает базу от случайных, непреднамеренных программерских ошибок вроде «ой, я увлекся и нечаянно все снес».

Фреймворк — это вариант для нетиповых задач, масштабных решений с древовидной структурой и вообще всего, что выходит за рамки базового функционала.

Фреймворк как раз для таких проектов

7 лет назад Yamaha Music начала строить систему коммуникации с дилерами. Это было в эпоху расцвета 1С-Битрикс, когда платформа грелась в лучах славы отраслевых СМИ и конференций. Понятно же, почему для проекта изначально искали подрядчика на Битриксе?

Мы взялись на систему. Уже на пилотном этапе программисты уперлись в стену: большинство сущностей просто не ложились на архитектуру Битрикса. Чтобы вы поняли, это как вкручивать болт 8 в гайку на 6 или втискивать ягодицы 48 размера в джинсы 42-го. Нам нужно было модернизировать сущности пользователей, делать древовидную структуру, но Битрикс с его плоской архитектурой, для этого не годился. Пытаясь впихнуть невпихуемое, пришлось нещадно костылить. Сроки были сорваны, проект провален.

Еще 5 лет Yamaha Music пыталась построить дилерскую сеть на 1С-Битрикс. Потом кто-то мудрый остановил эту бессмысленную трату денег и за 5 месяцев весь запроектированный функционал реализовали на фреймворке.

На чем делать проект для российского рынка

Если и дальше проводить аналогии, то Битрикс — это масс-маркет: решения стандартные, рынок большой, подрядчиков много, выбор богатый. Правда, программисты 1С-Битрикс дороги, но это и понятно — логика у системы сложная, куча интеграций, мануалы толщиной с Красную книгу.

CMS для стандартных проектов

Зато для разработки обычного сайта вы легко найдете с десяток команд, а если ресурс потом нужно будет поддерживать или модернизировать, еще десяток подрядчиков без вопросов возьмутся за эту работу.

Отыскать рабочие руки для проекта на фрейморк сложнее: рынок небольшой, ниша узкая, знающих и рукастых программистов еще меньше. За счет этого разработка выйдет дороже, чем на 1С-Битрикс, но стоимость владения в итоге будет на 30% меньше. Просто потому, что чистый качественный код, написанный под конкретную задачу на правильной архитектуре, потом позволит реализовывать любые дополнительные функции быстрее, а значит дешевле.

Два бесплатных совета

Совет №1. Посмотрите глазами инвестора. Если сайт ваш самый крупный актив, 10 раз подумайте, на чем его создавать. Потому что переносить, модернизировать всегда сложнее и дороже, чем делать с нуля.

Определить это просто. Когда 80-90% прибыли идет с сайта — это актив.

Компания N продавала гаджеты. На 1С-Битрикс ей сделали CRM, которая должна была при продаже устройства подсказывать менеджеру, какие аксессуары к нему нужны. В идеальном мире на это отводилось несколько секунд — клиент же не будет ждать! В реальности CRM подбирала аксессуар в течение 2 минут. Слишком долго для продажи по телефону. Система тупила, компания — несла потери. Проблему решил только переход на другую платформу.

Когда ресурс работает как дополнительный канал продаж или нужен для общения с клиентами, а основные объемы делают офлайн-магазины — это не актив. Можно смело разрабатывать проект без лишних изысков: подрядчиков много, масса готовых модулей и шаблонных решений.

Как пример — федеральная офлайн-сеть магазинов косметики. Магазины есть во всех крупных ТЦ и в центральных районах города. Интернет-магазин с каталогом и корзиной тоже есть, но большинству клиенток интересней придти в шоурум, понюхать, пощупать, посмотреть, окунуться в атмосферу. Сайт в этом случае — исключительно имиджевая составляющая.

Совет №2. Лучшее — враг хорошего. Не закапывайтесь в функционал, пытаясь удивить мир. Делайте так, чтобы было удобно: клиентам, дилерам, партнерам, читателям. Делайте ставку на гибкость, если рынок динамичный. Делайте на вырост, если знаете, куда и как расти.

Очередной пример из жизни. Программу лояльности Bosch-Термотехника сделали на 1С-Битрикс. Все легло как надо, без костылей и надстроек. Через 8 лет в программе накопилось 2 000 000 серийных номеров котлов. Просто числовые записи, но такого количества оказалось достаточно, чтобы 1С-Битрикс затрещал по швам. На 2 млн. никто не рассчитывал, поэтому Bosch ждет перенос на фреймворк. Он просто вырос из Битрикса.

В рамках стандартных решений

Бесплатные и самописные CMS

Бесплатные CMS плохи не бесплатностью. Они плохи тем, что работающие с ними люди ориентируются на аудиторию «и так сойдет». Вы же понимаете, что бизнесмен, экономящий 20 тыс. на лицензии Битрикса, будет экономить и на разработке?

Командам, работающим с бесплатными платформами, в том числе и с Wordpress, нет смысла делать качественные проекты. Потому что за них заплатят так же скромно, как и говн…сайт. Вот и клепают они кривые, косые ресурсы с грязным кодом и наспех подобранными плагинами.

На российском рынке сейчас просто нет специалистов, хорошо и квалифицировано работающих с Wordpress. За рубежом есть. Но не у нас.

Про самописные системы писали много и часто, поэтому опыт коллег и нашей команды дадим в виде выжимки:

  1. Ни одну самописную CMS адекватные разработчики на поддержку не возьмут. Потому что прежде чем двигать кнопку «Купить» влево на 10 пикселей, программисту придется изучить логику кода всего сайта. Это несколько часов работы, которые по стандартному тарифу выливаются в несколько десятков тысяч рублей.
  2. Никому не нравится чужой код. Он априори никудышный, его нужно переделывать под собственную логику и базу. Это несколько сотен часов работы, которые….ну вы поняли.
  3. Когда вам предлагают суперкачественную, легкую и недорогую самописную систему, ребята не врут. Она действительно будет идеальной ровно до тех пор, пока с ней работает команда создателей. Если студия распадется или вы захотите уйти к другому подрядчику, первый же сбой будет фатальным. Потому что...возвращаемся к пункту 1.
Возможно, когда мир станет идеальным, а общество постигнет дзен, бесплатные и самописные CMS будут радовать чистым кодом и логичной логикой. Но пока мы имеем то, что имеем, предпочитаем работать с надежными и проверенными решениями — Битриксом и фреймворком. 

Есть проект? Свяжитесь с нами.
Дальше: Почему важна информация о бренде?
Напишите нам
Загрузка...
Спасибо
Загрузка...