В 2019 году астрономы открыли планету, идентичную Земле и обнаружили галактические нити, а генетики отредактировали ДНК близнецов. Маркетологи тоже не в потолок плевали: собирали, анализировали, систематизировали данные и, наконец, сформулировали тренды, которые будут рулить маркетингом в 2020 году.
Личный бренд, блогеры и нативная реклама
Про личный бренд говорят много и давно, но в 2020 году именно он станет ключевым драйвером продвижения бизнеса. Обезличенная реклама и посты от лица «всех» уже не интересны. Люди хотят видеть, у кого покупают.
Эту тенденцию поддерживает Google, включая авторитетность автора контента в концепцию ранжирования YMYL-контента, и ВКонтакте, продвигая талантливых и интересных блогеров с помощью «Прометея».
Компании в digital и сфере образования тоже постепенно начинают фокусироваться на личных брендах сотрудников. Например, telegram-канал «Паша и его прокрастинация» — не более чем личный канал редактора «Нетологии», но подписчиков у него в 15 раз больше, чем у «Нетологии». И это не единичный пример.
Тренд маркетинга №1 в 2020 году — лицо компании. И если с личным брендом у владельца/руководителя не складывается, лицом бизнеса можно сделать блогера. Реклама бренда или продукта за счет узнаваемости «лица» давно работает на ТВ, но в блогосфере этот тренд только набирает обороты. Причем постами и роликами на YouTube все не ограничится. Блогеры пойдут в шоу, начнут участвовать в коммерческих проектах, выступать на конференциях. Форматы интеграций, коллабораций ограничены только бюджетом.
Хотите ошеломить рынок новой пиццей со вкусом спаржи от Ольги Бузовой? Отшить коллекцию одежды при поддержке Саши Спилберг? Или выпустить линейку органической косметики совместно с лучшими бьюти-блогерами? Любой каприз за ваш бюджет, но с косметикой опоздали — Organic Kitchen уже сделал 16 красочных баночек «от блогеров».
Единственное но — продажи в лоб, даже в исполнении харизматичного Дудя и блестящего Басты, уже не сработает так хорошо, как 3-5 лет назад. Актуальность этого формата падает с каждым годом, поэтому банальные «переходи по ссылке», «подробнее на страничке» сменят креативные вставки, бережная нативная реклама и грамотный продакт плейсмент. От классических подборок и обзоров, как на YouTube и Лайфхакере, до «случайного» стаканчика кофе в «Игре престолов».
«Все хотят продаж. Но в 2020 году для них уже недостаточно нанять агенство и сказать — «делай мне контент». Не выйдет: покупателям нужно живое лицо бренда. А его невозможно сымитировать, подделать. Хорошо получится только в том случае, если заказчик будет делиться экспертизой, а агентство выполнять роль направляющего: подбирать вектор, предлагать варианты, помогать с реализацией».
Екатерина Толокольникова, специалист по интернет-маркетингу NowMedia
SEO и социальные сети
SEO хоронят каждый год, но вот уже 2020 г, а поисковый маркетинг пока даже не в коме. Просто акцент сместился от километров текста до нативных точечных ответов в Яндекс.Кью и постов в Яндекс.Районах.
Актуальные тренды поискового маркетинга включают работу с YouTube, Дзеном и картами, переплетаются с классическим репутационным маркетингом и SMM.
SMM тоже меняется. Если раньше группы и страницы брендов создавались как минимум для формирования лояльной аудитории и как максимум для прямых продаж, то сейчас концепция SMM видится по-другому. От групп и сообществ, конечно, все еще ждут лояльности и включения в воронку продаж, но все чаще аудиторию соцсетей используются для количественно-качественного анализа потребительского интереса и формирования маркетинговых сценариев.
Смотрите сами, буквально за час-полтора в социальных сетях можно собрать ретро-данные по своему и конкурентному бренду, сделать срез аудитории, найти новый потребительский инсайт. Настоящий клад для тех, кто знает что искать и как этим пользоваться!
Из приоритетных каналов трафика и дистрибуции контента в ТОП маркетинговых трендов 2020 г. вошли YouTube, Instagram и блоги. К блогам можно добавить и неоднозначный во всех отношениях Яндекс.Дзен, но здесь, как и везде с текстовым контентом, эффективность имеет смысл оценивать только при работе в долгую.
«Основные направления продвижения в 2020 году: качество, скорость, экспертность и гиперлокальность. Также работаем над качеством сайта, от этого никуда не деться. Трендом становится экспертность и доверие».
Наталья Любанская, SEO-специалист NowMedia
Акценты маркетинга 2020 года
Культура потребления исчерпывает себя. Посыл «купить это, чтобы не выглядеть как лузер» все еще действует, но ощутимо сдает позиции.
Все четче в рекламе современных брендов прослеживается стремление помочь покупателю не сделаться «крутым», а быть самим собой. Отсюда и смещение акцентов в текстах, видео, сториз, стримах:
- Честность и искренность против пафоса и глянца,
- Ценности аудитории важнее креатива,
- Микроинфлюенсерам больше доверия, чем мегаблогерам,
- Юмор и самоирония как отличительная черта.
Что со всем этим делать, если у вас нет штата креативщиков как у Nike и бюджета, как у McDonald’s?
- Развивать личный бренд и доносить ценности компании через него. Или через харизматичных сотрудников. Или через блогеров на канале YouTube, Telegram, аккаунте в Instagram и пр. Смотрите, где живет ваша аудитория и несите свой бренд туда.
- Привлекать героев местной блогосферы и работать с микроинфлюенсерами, у которых вполне приемлемые тарифы на рекламу. Как с ними сотрудничать и где подстелить соломку — мы писали.
- Менять подход к рекламе и продажам. Даже если старые добрые методы «купи, купи, купи прямо сейчас» пока работают. Пробуйте подробные объемные туториалы и обзоры, ищите новые инсайты и дробите аудиторию, запускайте челледжи городского и областного масштаба. Тестируйте.
- Подключать дополнительные каналы продвижения и дистрибуции контента, начиная от Дзен и заканчивая Яндекс.Коллекциями.
- Сделать это раньше, чем конкуренты. И лучше, чем конкуренты.