Про разовую оптимизацию говорят разное. Одни обещают первые места в выдаче и резкий прирост органического трафика. Другие считают это бесполезной тратой денег. Мы посередине: назначаем не всем, рассказываем о побочных эффектах, предупреждаем о последствиях.
Показания к применению
Сначала о показаниях. Разовую оптимизацию можно рассматривать как вариант продвижения в 4 случаях:
- Вам сделали сайт без учета SEO .
- На полноценное развитие нет бюджета.
- Вы сомневаетесь в SEO, не готовы вкладываться в продвижение.
- У вас небольшой региональный проект на рынке с низкой конкуренцией.
Казалось бы, уже все знают про необходимость учитывать SEO при создании сайта. Но нет. Нам регулярно попадаются проекты с беспорядочной семантикой, дублями страниц, некорректными ответами серверов и даже с двумя H1 на странице. Для таких сайтов разовая оптимизация обязательна. Без нее про трафик, а тем более про ТОП, можно забыть.
Проекты с дефицитом бюджета выбирают базовую оптимизацию как компромиссный вариант между «как надо» и «как получается». Результат тоже получается компромиссный — эффект есть, но не такой, какой можно получить с полноценным развитием сайта. Лучше, чем ничего.
Отдельная категория — скептики, не верящие в поисковый маркетинг в принципе или обжегшиеся на SEO-лохотроне. Для них базовая оптимизация своеобразный тест-драйв.
В случае с небольшим сайтом, ориентированным на региональное развитие, разовая оптимизация может дать очень неплохой результат. Особенно, если конкурентов мало, ниша новая, рынок начинает формироваться. Иногда достаточно сделать первичный комплекс работ и педантично соблюдать рекомендации, чтобы какое-то время наблюдать приятную динамику.
Ключевое слово здесь «какое-то». В здравом уме никто не скажет, сколько это в месяцах. Может быть 3, а может 23 — рынок меняется, и долго почивать на лаврах не получится.
Что мы понимаем под разовой оптимизацией
У врачей для каждой патологии есть протокол лечения: что, когда, в каких случаях назначать. На рынке SEO состав услуг ничем и никем не регламентирован, поэтому разовую оптимизацию можно подать под любым соусом. Не знаем у кого как, но мы начинаем ее с технического, контентного и коммерческого аудита:
- настройка региональности,
- проверка robots.txt, ЧПУ, кодов ответа сервера,
- анализ ссылочной массы, структуры, полноты индексации,
- проверка HTML,
- поиск дубликатов страниц и мета-тегов,
- проверка контента на спам и уникальность,
- анализ корректности html форм,
- оценка удобства интерфейса, отображения новостей, цен, отзывов, контактов,
- разбор полноты и корректности информации о доставке, гарантиях, компании,
- анализ факторов социального доверия,
- изучение ассортимента и его соответствия структуре.
Затем запускаем работы непосредственно по оптимизации:
- сбор семантики по страницам, разделам,
- анализ конкурентной среды,
- сегментирование новых запросов под дополнительные разделы/страницы,
- распределение ключевых слов по структуре,
- разработка мета-тегов, заголовков, URL для новых и существующих страниц/разделов,
- проверка, настройка счетчиков Яндекс.Метрики и Гугл.Аналитики,
- настройка конверсионных целей.
Идя по этому списку шаг за шагом, с небольшими проектами мы справляемся за месяц. Интернет-магазины и каталоги с внушительным ассортиментом, конечно, требуют больше времени.
Результативность с оговорками
У разового продвижения и эффект разовый. Трафик сначала увеличивается, потом постепенно падает. Иногда застывает на каком-то плато, иногда опускается до первоначального уровня. Поисковые системы видят, что сайт не обновляется, не улучшается, и неделя за неделей понижают его в выдаче.
Малоэффективна разовая оптимизация для проектов высококонкурентных тематик. В сегменте пластиковых окон, недвижимости, туристических, медицинских услуг без индивидуальной маркетинговой стратегии делать нечего. Там такие монстры, что одного только чистого кода, правильных тегов и качественного контента недостаточно.
Поисковый маркетинг — это всегда гонка. Сегодня Яндекс меняет алгоритм, и сайты с простынями текста выпадают из индекса. Завтра Google вводит безопасный протокол, и все бросаются переходить на https. Да и конкуренты не спят. У них тоже есть SEOшники, маркетологи, а у кого-то еще и неприлично большой бюджет.
Здесь мы не поговорили о десятках частных случаях и гиперответственных клиентах, которые умудряются собственными силами поддерживать результаты базовых улучшений. Умолчали о роли контента. Не затронули тему улучшения конверсии, без которой любая оптимизация — деньги на ветер. Оставили эти темы на потом, приберегли для тех, кто хочет копнуть глубже.