Внедрять нельзя тестировать

Внедрять нельзя тестировать

«А вот другу магазин разработали, запустили и все работает. Если делали хорошо, зачем проверять?» 

Потому что ни один серьезный продукт не выпускается в люди без итогового тестирования. Mercedes-Benz перед запуском модели в массовое производство проводит 28 краш-тестов. Nokia подвергает свои телефоны 200 механическим испытаниям. Велосипеды «Велотрейд» проходят 5 тестов по 100-108 часов каждый. Чем сайт хуже?

crash-test.jpg

Вообще, фанаты экспериментов и исследований за 5 минут набросают вам список из 10-20 видов тестирований. Мы же разберем только те, которые действительно нужны:

1. Тестирование производительности,

2. Нагрузочная оценка,

3. Тестирование безопасности,

4. Юзабилити-тестирование.

Смотрим производительность

Тестирование производительности помогает понять, как быстро работает сайт, какова скорость подгрузки контента и основных интерактивных форм. Google регулярно намекает на зависимость ранжирования ресурса от скорости его работы, а Яндекс, хоть ничего прямо не говорит, то и дело ссылается на поведенческие факторы. Которые при медленной работе сайта просто не могут быть удовлетворительными.

В процессе тестирования производительности проверяются 6 метрик PageSpeed Insights:

  1. Загрузка первого контента,
  2. Индекс скорости подгрузки,
  3. Время загрузки интерактивных элементов,
  4. Срок подгрузки значительной части контента,
  5. Окончание работы ЦП.
  6. Время задержки страницы при вводе.

Как правило, новые сайты попадают в зеленую зону PSI. Это хорошо. Если перемудрили с тяжелой графикой и анимацией — PageSpeed Insights выдаст 50-89 баллов и набор рекомендаций.

Проверяем устойчивость

Нагрузочная оценка, по сути — часть тестирования производительности. Но так как ее делают не все и не всегда, мы выделили этот тест в отдельное направление. Цель тестирования — посмотреть, как поведет себя ресурс, если N пользователей зададут Y запросов в единицу времени. Это тестирование обязательно проводим для крупных интернет-магазинов и электронных каталогов. Чтобы знать, выдержит ли сайт 10 000 покупателей, спешно заполняющих корзины в 23:00 «Черной пятницы».

Ищем дырки

Главная цель тестирования безопасности — найти места, уязвимые для атак. Конечно, у большинства CMS есть встроенные модули безопасности, а серьезные ресурсы создают двойной-тройной уровень защиты, но…

testirovanie_bezopasnosti-saita.jpg

Всегда находится тот, кому обязательно нужно проверить систему на прочность. Именно поэтому крупные проекты перед запуском в сеть обязательно обследуются на уязвимости: запросы к базе данных, отладочные скрипты, синтаксические теги HTML кода и пр. Если говорить о сайтах финансовой сферы, то для них даже предусмотрен специальный стандарт тестирования на проникновение — РС БР ИББС-2.6-2014. Вам он пригодится, если откроете банк и соберетесь делать интернет-банкинг.

Юзабилити-тестирование

Как бы ни хотелось упростить юзабилити-тестирование (UX) — не получится. Потому что UX — это совокупность экспериментальных методов. Очень разных, от очных интервью с фокус-группой до A/B тестов. Интервью, кстати, простейший вариант. В формате вопрос-ответ он дает массу полезной информации, особенно если после сбора данных провести их сравнение и анализ. 

usabiliti-testirovania.jpg

Модерируемое и немодерируемое UX проводится по заранее сформированному сценарию, в котором респонденту предлагается выполнить ряд задач: собрать товары в корзину, подписаться на рассылку, найти дополнительный продукт к основному и пр. 

Отдельный формат юзабилити-тестирования — партизанское. При таком варианте исследования пользователь не знает, что участвует в тестах.

А/Б тестирование подходит для ситуаций, когда у вас есть два варианта дизайна и непонятно, какой лучше. Цель исследования — выяснить, с каким набором элементов у страницы/сайта/электронного письма больше конверсия. Проще говоря, вы берете два прототипа или готовых лендинга, направляете на них трафик и смотрите, где результат лучше. Показательный способ исследования, но есть несколько нюансов:

  • в тестировании должны принимать участие ВСЕ сегменты аудитории, иначе результаты будут нерепрезентативны,
  • за один раз можно проверять только ОДИН элемент — текст, размер кнопки, расположение видео,
  • тестирование требует от 1 суток до 2 недель — чем дороже товар, тем длиннее цикл покупки, сами понимаете,
  • для статистически достоверных результатов придется отсечь экстремальные значения или доказать, что они не искажают факты.

Частный случай А/Б тестирования — eye-tracking. Эта технология регистрирует движение глаз пользователя, создавая нечто вроде тепловой карты страницы. По ней видно, откуда респондент начинает просматривать массив данных, где задерживает взгляд — читает, на каком этапе бросает просмотр. Для сайтов малого и среднего бизнеса технология дорогая и избыточная, но если соберетесь запускать масштабный проект — присмотритесь к ней.

Eyetracking.jpg

Когда тестируем

Юзабилити-тестирование выполняют как на стадии прототипирования сайта, так в рамках маркетингового аудита готового ресурса. В первом случае тестирование исключает догадки, интуицию и художественные предпочтения заказчика/дизайнера. После тестов прототипа остаются голые факты: этот вариант рабочий, а этот — провальный. Правда, многое зависит от детализации. Тест рабочего и предельно детализированного прототипа будет результативным. Оценка абстрактной схематичной концепции даст мало полезных данных.

UX-тесты готового ресурса проводятся, когда и цены на сайте нормальные, и товар качественный, и дизайн лучше, чем у конкурентов и основные страницы в ТОПе, а продаж нет. Чтобы понять, в чем препятствие — подключаем тяжелую артиллерию: Google Analytics сервис «Эксперименты», тестировщиков кроссбраузерности, «Вебвизор», карту скроллинга и так далее. На выходе получается отчет с ошибками и рекомендациями по их устранению.

Когда тестировать юзабилити не нужно

  1. Для маленьких проектов с маленьким бюджетом. Нет, это не дискриминация. Это как зонтик для рыбки или меховая шапочка для белого медведя — лишняя трата времени и денег.
  2. Если на сайте есть технические или контентные проблемы. Обычного тестирования мало. Нужен комплексный аудит и комплексное решение проблем.
  3. Когда мало трафика. Иначе результаты будут нерепрезентативны.

Давайте резюмируем. Юзабилити-тестирование — полезный инструмент, но не ждите чуда. Он применим не везде и не всегда, а после тестов все равно придется поработать руками: исправить неработающие формы, поиграть со шрифтами, добавить/убрать кнопки.


Есть проект? Свяжитесь с нами.
Дальше: SEO на этапе создания сайта
Напишите нам
Загрузка...
Спасибо
Загрузка...