Цифровая трансформация и что скрывается за популярным термином

Цифровая трансформация и что скрывается за термином

Про цифровую трансформацию говорят часто и много: спорят на конференциях, обсуждают на страницах РБК и «Ведомостей», в соцсетях и чатах. Что кроется за этим звучным термином на практике?

Что это такое

Самое удачное определение, которое удалось найти по цифровой трансформации — это «процесс интеграции цифровых технологий во все аспекты бизнес-деятельности, требующий внесения коренных изменений в технологии, культуру, операции и принципы создания новых продуктов и услуг».

На поверхности все просто: снимаем ролики, выкладываем их на YuoTube и в соцсети, делаем стримы, внедряем CRM, требуем от менеджеров оперировать исключительно дешбордами. 

Нейросеть и интернет вещей

По факту сложнее. Настоящая цифровая трансформация — это перевод одного или всех бизнес-процессов на технологические рельсы, включая нейронные сети для анализа информации, индекс оптимизации для управления рекламными аккаунтами Google, систему маркировки и прослеживания продукции, CRM для удаленных работников и пр.

Как раньше планировалась длинная логистическая цепочка с несколькими точками доставки? В ручную на бумаге, в блокноте. В лучшем случае на графиках в программе. Процесс отслеживался по телефону. После автоматизации транспортной логистики ПО самостоятельно строит логистические цепочки с учетом аварийных участков дорог, оптимальных маршрутов и платных трасс, точно рассчитывает дистанции между пунктами перегруза, отслеживает перемещения и фактические маршруты машин автопарка. При отклонении от заданной траектории и рассчитанного диапазона времени, система мгновенно уведомляет диспетчера. Сюда же логично включается система автоматизации топливораздачи и учета топливных карт, что делает невозможными даже мелкие махинации с горючим.

Это — типичный пример цифровой трансформации основного бизнес-процесса логистической компании. На кондитерской фабрике, в производстве окон или event-агентстве он может быть совершенно другим. Потому что технологий цифровой трансформации масса, но это не путь, а инструмент. Какой инструмент выбрать — зависит от задачи.

Нужна ли вам цифровая трансформация?

Чтобы не заниматься процессом ради процесса, решите «зачем оно надо» и «что должно получиться в результате трансформации». Определите:

  • Какая сфера бизнеса нуждается в трансформации?
  • Какой круг проблем нужно решить?
  • Какие бизнес-процессы с ним сопряжены?
  • Кто будет этим заниматься? Какие ресурсы можно выделить?

Слишком часто digital-трансформацией подменяются другие потребности компании. Например, незнание целевой аудитории или отсутствие внятного УТП. До тех пор, пока не решены базовые нужды бизнеса и нет четкого понимания процесса продаж, сбора, анализа данных, клиентского сервиса, вряд ли имеет смысл планировать цифровую трансформацию.

Пара фраз о ресурсах, финансовых и кадровых. С финансами даже проще: посчитал, выделил, добавил. А вот с кадрами сложнее. Люди, работающие по старой модели, в 70% случаев в штыки принимают любые попытки перевести процесс с привычных рельс на технологические.

Привычный опыт против цифровой трансформации

Отсюда вопрос: готовы ли вы уволить 60-70% персонала и набрать новый? Если не готовы, возможно, компания не доросла до нужной степени «цифровой зрелости».

Что делать?

Для начала определите, на какой стадии «цифровой зрелости» ваш бизнес. Навскидку можно по графику BCG, точно — через аудит.

Уровни цифровой зрелости

Дальше определяется перечень внешних услуг, отбираются ключевые внешние и внутренние бизнес-процессы. Обязательно просчитывается, насколько выгодно перевести их в цифру с позиции экономической целесообразности, удобства для клиентов и персонала. И только потом разрабатывается стратегия, нанимается команда экспертов, развиваются компетенции сотрудников, внедряется, тестируется и корректируется технология.

Трудно? Да. Долго? Однозначно. Еще и дорого. Но в некоторых сферах бизнеса другого выхода, кроме как встраиваться в новую реальность, уже нет.

Есть проект? Свяжитесь с нами.
Дальше: Как посчитать лояльность клиента?
Напишите нам
Загрузка...
Спасибо
Загрузка...