Допустим, вы решили сделать сайт, приложение, сервис. Знаете, какие задачи он будет решать, как работать и как выглядеть. Даже закрываете глаза и видите — вот он, как живой: «здесь большой слайдер, ниже желтая кнопка, под ней галерея товаров с рейтингом и каждый сразу с иконкой корзины, чтобы ррраз и заказать». С описанием, а может и с техническим заданием, вы идете в 4-5 агентств и получаете сметы…с разбегом в 10 раз.
Можно, конечно, обосновать это тем, что у одних офис на Тверской, а другие делают сайты строго под ретроградным Марсом. Но дело не только в этом:
-
Любое ТЗ, а тем более описание, можно трактовать двояко или трояко.
-
В попытке подстелить соломки подрядчик закладывает в смету риски «недопонял», «передумал», «так будет лучше». И вообще, на этапе пресейла менеджер по продажам оценивает каждую задачу по-максимуму, потому что не знает, как будет реализовываться та или иная функция.
-
Со своей колокольни разработчик видит лишние опции и убирает их из сметы, рассчитывая объяснить нецелесообразность задумки потом, в процессе работы.
В итоге расчет по ТЗ и вполовину не отражает реальной стоимости проекта и выбор команды сводится к коммуникативной оценке: «молодцы, прислали вовремя», «ребята вроде ничего в процессе общения», «поняли идею с полуслова». Вот только вовремя присылают смету, вежливы в общении и понимают с полуслова менеджеры отдела продаж, а программировать, верстать и натягивать дизайн будет команда разработки.
Прототип для оценки
Как тогда оценивать стоимость проекта? По прототипу. Из нашего опыта это единственное, что позволяет с минимальной погрешностью оценить разработку:
-
Реализация прототипа рассчитывается точно, с минимальным ценовым разбросом,
-
С прототипом разработчик видит, сколько и каких блоков на странице, какие разделы, что планируется в корзине. Если в процессе не изменится прототип, не изменится и оценка проекта,
-
С визуальным представлением проще показать, что вы хотите от сайта. Схемы страниц с блоками элементов не оставляют места для разночтений,
-
Прототип универсален. С ним можно прийти в любое российское или зарубежное агентство, и вас поймут. Причем прийти не только для осмечивания, но и для продолжения работы над проектом.
Еще 5 аргументов в пользу прототипа
Экономите время. На этапе прототипирования изменения занимают считанные минуты. Поменять блоки местами, убрать лишний или добавить новый — это быстро. На готовой верстке те же действия займут часы, если не дни.
Тестируете сценарии взаимодействия с пользователем. На прототипе удобно тестировать юзабилити. Понимают ли посетители, куда нажимать, чтобы перейти в каталог? Куда кликают, а на что не обращают внимания? Если найти и скорректировать узкие места сейчас, не придется спешно вносить правки на этапах дизайна, верстки и программирования. Или даже, не дай Бог, после запуска.
Снимаете розовые очки. По описанию многие проекты кажутся проще, чем на самом деле. Прототип дает понять, сколько на самом деле денег и времени придется вложить, чтобы получить задуманное.
Прототип проще. ТЗ до конца дочитывают единицы. Еще меньше тех, кто видит за техническими формулировками картинку будущего сайта. Прототип визуально проще, наглядней, доступней.
Упрощаете работу с дизайном и контентом. По схемам страниц и структуре блоков дизайнер быстрей отрисует макет, а маркетолог сразу прикинет объем текста, количество иллюстраций и видео. Останется собрать материал и расставить акценты.
Обойдемся без ТЗ?
Заманчиво, но нет. Прототип описывает интерфейс, закрывая 80% вопросов. Правда, серверную часть и базы данных все равно нужно расписать текстом. Необязательно на 80 листов мелким шрифтом. Достаточно переложить на язык разработки технические аспекты и механику работы. Детальные, до мелочей структурированные технические задания с четкой формализацией каждого этапа, функции и роли нужны для сложных проектов или когда ТЗ готовит третья сторона .
Как продать прототипирование руководству
Прототип не может быть бесплатным и дешевым — это трудоемкая и сложная работа. Как разработка проектной документации на дом, если хотите. Можно обойтись и без, но потом переделывать и доплачивать, доделывать и снова доплачивать.
Сразу скажем, донести до руководства целесообразность прототипирования сложно. Но у нас есть лайфхак, который упрощает дело: проведите разработку прототипа как подготовку к ТЗ. Во-первых, про важность ТЗ знают все и дополнительно обосновывать этот момент не придется. Во-вторых, вы ничуть не погрешите против истины — мы, как и большинство коллег по цеху, предпочитаем делать ТЗ, отталкиваясь от прототипа.