В 2020 году 50% электронных писем российских пользователей интернета оказались спамом. И это еще немного, потому что в 2018 и 2019 их было 52,48% и 56%, соответственно. Почему столько и зачем до сих пор рассылают спам, если всем давно известно про зараженные вложенные файлы и механику «нигерийских писем»? Мы решили покопаться в этой теме и приглашаем присоединиться к раскопкам.
Немного истории
Первым спамом считается коммерческая рассылка компании Digital Equipment (DEC). В 1978 году маркетолог DEC разослал 400 адресатам первой межкомпьютерной сети ARPANET письмо с анонсом выставки. Конверсия оказалась почти 100%, а продаж по итогам выставки получилось сделать на 13 млн. долларов. Но в 1978 это был еще не спам.
Спамом массовая рассылка стала называться в 1986 году, когда интернет еще не был доступен широкой публике и общение шло в конференциях Юзнета. Некто Дэйв Родес раз за разом рассылал по конференциям сети публикацию с предложением заработать кучу денег в какой-то из финансовых пирамид. И публикаций было столько, что пользователи Юзнета сравнили их с консервами SPAM (острая ветчина), которые с 1936 по 1980 гг очень навязчиво рекламировались в газетах и по радио. Слово прижилось и со временем перекочевало в интернет.
В России первым спамом считается рассылка сети «Релком». В 90-е «Релком» был первой российской компьютерной сетью, объединявший НИИ и научные центры в различных городах СССР. Так вот во время «Августовского путча» 1991 года директор «Релкома» разослал по сети, в том числе и в европейскую часть системы EUnet, обращение Бориса Ельцина к гражданам России.
На фоне информационной блокады отечественных СМИ это сложно считать спамом, скорее информационным прорывом. Однако пользователи EUnet и «Релкома» не давали разрешения на получение рассылки, поэтому формально — да, это был первый в России спам.
Виды спама
Классифицировать спам — неблагодарное занятие. В 2003 году «Лаборатория Касперского» выделяла всего 6 видов спама . Сейчас же, пусть и грубо, массовые рассылки можно разделить на две группы и несколько подгрупп:
1. Персональный, для физических лиц
- По e-mail
- В мессенджерах
- В соцсетях
- Через sms.
2. Корпоративный, для юридических лиц
- По e-mail
- На сайте через формы обратной связи.
Кроме того, к классическому спаму теперь прилагается фишинг для несанкционированного доступа к логинам и паролям, а сами массовые рассылки стали куда изощреннее.
Старые добрые «нигерийские письма» или нечаянные выигрыши в Гослото на их фоне просты и наивны, как годовалые дети. Последние тренды спама 2020-2021 гг:
- уведомления от Amazon, PayPal, Microsoft и других крупных платформ о сложностях с учетной записью,
- угроза DDoS-атак, продажи баз с персональными данными или публикации компрометирующих материалов с требованиями выплатить N тысяч рублей или долларов,
- предложения ознакомиться с бухгалтерским или юридическим документом по ссылке или на вложенной HTML-странице,
- напоминание о якобы запланированной виртуальной встрече или конференции в Zoom,
- оповещение о перечислении государственной помощи пострадавшим от COVID-19,
- уведомление об автоматическом перечислении налогового вычета или «путинских детских»,
- рассылки псевдосервисов доставки с уведомлением о том, вас ждет посылка,
- гневные письма от авторов текстов, художников или фотографов, чьи работы получатель якобы использовал на своем сайте или в дизайне.
Никуда не делись и по-прежнему активно рассылаются предложения интим-услуг, сообщения о заражении компьютера, письма со скидками, просьбы помочь больному ребенку и пр. Это все «черный» спам. Но есть еще и спам «серый», когда отправитель планирует шантажировать, вымогать или обманывать получателя.
Он просто покупает базу адресов и рассылает по ней свое коммерческое предложение, реальное и может быть, даже вполне адекватное. Например, приглашение изучать английский от сайта, на котором вы не ставили галочку «Получать письма» и «Обрабатывать персональные данные». Или предложение купить спецодежду и СИЗ с прайсом, вполне приличным оффером и контактом отдела продаж. Вот только вы опять-таки не давали согласия получать письма. Кто-то называет это «холодной рассылкой», но по факту это — спам.
Конверсия спама
На заре интернета, когда люди еще верили, что «написанное пером не вырубишь топором», конверсия спама достигала ошеломительных показателей. Точных данных у нас нет, но на форумах спамеров ностальгируют по двузначным цифрам.
Сейчас, когда пользователи стали осторожнее, а в 2004 году даже прошел первый суд над спамером, конверсия значительно упала. По «черному» спаму мы ее не просчитаем даже приблизительно, а вот по «серому» — вполне.
Будем ориентироваться на усредненные метрики e-mail-маркетинга. Предположим, вы заказываете спам-рассылку по электронным ящикам 500 000 индивидуальных предпринимателей Московской области. До адресатов спам-фильтры допустят только 80%. Это 400 тыс. Из них при средней открываемости в 1% будут открыты 4 тыс. писем. С кликабельностью 3% по ссылке на ваш сайт перейдут 120 человек. Неизвестно, какая конверсия у сайта, но даже если те же 3%, до звонка дойдут 4 человека. При стоимости спам-рассылки 5 000 рублей за 500 000 адресов каждый из этих четверых обойдется вам в 1200 рублей.
Это расчет при идеальной конверсии письма и сайта, однако к нему прилагается напрочь упавшая репутация домена и невозможность запустить с него еще одну рассылку. У контекстной рекламы стоимость привлечения заявки может быть такой же или даже меньше, но совершенно точно нет неприятных побочных эффектов в виде попадания в спам-фильтры, жалоб пользователей в ФАС и штрафов по ст. 18 «Закона о рекламе» и ст. 14.3 КоАП РФ.