Knowledge Base — это база знаний (база данных), разработанная для управления знаниями (т. е. различными данными), предназначенная для сбора, хранения, поиска и выдачи определенной необходимой информации.
Многие компании говорят о том, что они хотели бы внедрить в свои бизнес-процессы базу знаний. Для чего это нужно? Без базы знаний информация в коллективе передается как в IX веке — из уст в уста, от учителя к ученику, а в корпоративном мире — от специалиста к новому сотруднику.
И это очень сильно напрягает руководителей, так как вместо того, чтобы заниматься работой, за которую специалисту платят деньги, он из раза в раз рассказывает одно и тоже новичкам, большая часть из которых, возможно, даже не останется работать в компании, так как не пройдет испытательный срок. Это потеря ценного времени, поэтому создание базы знаний — отличное решение данной проблемы.
Вообще, изначально история про knowledge начинается с того, что мы обратили внимание, что в Facebook примерно раза три в месяц кто-то пишет вопрос формата: "Какую базу знаний вы используете?".
Мы провели исследования и выяснили, что пользуется популярностью.
На первом месте Confluence от компании Atlassian. Confluence — это программное обеспечение для совместной работы над контентом, которое позволяет собрать информацию по компании в одном месте. Скорее всего данное ПО вышло на первое место потому, что мы — IT-компания, и общаемся преимущественно с коллегами по цеху. Программным обеспечением Confluence пользуются те, кто плотно сидит на инфраструктуре Atlassian, в частности, на основном продукте — системе Jira (коммерческой системе отслеживания ошибок, предназначенной для организации взаимодействия с пользователями и для управления проектами).Второе место нашего рейтинга нас очень сильно удивило. Это CMS WordPress, которая используется по следующему принципу: разворачивается движок и публичная часть закрывается для доступа без авторизации. В WordPress, буквально на самом стандартном шаблоне, создаются странички — это удобно и замечательно работает.
На третьем месте находятся всевозможные wiki-движки. Печальная история — ведь не все умеют работать с markdown (вики-разметка), и к тому же вики не поддерживает древовидную структуру документов. Деревья по разделам вам придется собирать вручную и не забывать обновлять. Тут стоит упомянуть MediaWiki — как самый массовый движок, и DokuWiki — как одну из самых простых систем.
Четвертое место уверенно занимает Google Docs, а пятое — Dropbox, в котором просто лежат документы.
А теперь о нашем опыте. Atlassian нас не устроил, да и дороговато в отрыве от инфраструктуры, решение с WordPress до сих пор нас удивляет, а вот Wiki в свое время мы попробовали, но об этом чуть ниже.
Чтобы что-то сделать, надо чтобы этим кто-то занимался. Одного желания самого главного "Да будет база знаний!" — недостаточно.
Мы пробовали Google Docs, но, по большому счету, это осталось просто свалкой документов. Данный сервис не предназначен для хранения структурированной информации.
Мы пробовали Wiki, но тут сыграл такой фактор, как удобство использования. Коллеги хотели собрать статью, но сталкивались с непонимание markdown, плевали на это дело и уходили обратно в "свалочку" Google Docs.
В какой-то момент, мы решили разработать свою платформу, благо, что с точки зрения бизнес-логики все казалось максимально тривиальным. Трехуровневая древовидная структура, теги, визивиг (WYSIWYG) для документов для нормальных людей и markdown для разработчиков. Вменяемый поиск.
Сейчас мы внедряем базу знаний у себя и параллельно собираем методологию внедрения.