У SEO лицевая сторона и изнанка. Лицо — это красивые Title, емкие сниппеты в выдаче, растущий трафик. Изнанка — сотни часов рутины, переписки с техническими службами поисковиков, сотни правок в верстке. Все они внутри сайта, их не видно. Мы прекрасно понимаем, что клиентам сразу хочется видеть изменения, рост позиций и взлет продаж. Но тут как с беременностью — 9 месяцев, конечно, долго и тяжело, но по-другому никак.
Сегодня хотим рассказать, куда уходят часы оптимизатора и что происходит на сайте, пока вы ждете хороших новостей. Начнем со старта.
Что сеошники делают первые 1-2 месяца
Первые два месяца работы под проектом оптимизатору выдохнуть некогда. После анализа сайта идет сбор семантики и ее кластеризация, исправление технических ошибок, корректировка файлов robot.txt и Sitemap, поиск и оценка страниц пагинации, исправление невалидного HTML, чистка тяжелых скриптов и пр. У Яндекса и Google есть перечень стандартных требований к сайтам, вот по нему в этот период мы и проходимся.
В чек-листе сотни пунктов. Плюс по ходу дела обнаруживаем и исправляем мелкие ошибки, которые, если не сделать сразу, потом потащат за собой более серьезные проблемы.
Чем каждый день занимается SEO-специалист вашего проекта
Когда основной пул работ закончен, приходит черед аналитики. Зачем она нужна?
К этому времени в проекте уже сделана основная часть исправлений по части технических ошибок, какие-то страницы вошли в индекс, а какие-то даже улучшили позиции. Теперь оптимизатор каждый день отслеживает динамику по каждой, выписывает проблемные и разбирается, что с ними не так. Фишка в том, что у Яндекса 800 факторов ранжирования, а у Google — около 200. И вот по списку, со сравнением по аналогичным проектам, каждая проблемная страница проверяется на неочевидные ошибки.
Нашли? Пишем, что исправить. Не нашли? Ищем, идем к коллегам из-за рубежа, переводим их опыт с английского, если нужно, сравниваем, думаем, делаем, смотрим результат, радуемся.
Пока сеошник ковыряется в верстке и оптимизирует теги, сайт работает: в магазин загружаются новые товары, на корпоративном ресурсе выходят новости, каталог пополняется сотнями карточек. Этим делом обычно занимаются люди на стороне заказчика и делают они это так, как привыкли: без правильных title, без нормальных description. И если CMS не позволяет создавать шаблон и автоматически оптимизировать мета-теги, оптимизатору приходится все новые страницы прорабатывать вручную. Ладно, если их 10. А если 110?
Перелинковать статьи и разделы — тоже малозаметная, но важная работа. Во-первых, она позволяет ускорить индексацию нового контента. Во-вторых, улучшает ранжирование. Так вот, чтобы связать ссылками несколько статей, нужно:
- найти и выбрать релевантные,
- определить «авторитетность» каждой,
- оценить, с какого материала на какой ставить ссылку, чтобы «авторитетная» страница тянула за собой слабо ранжируемую, а не наоборот,
- выбрать в тексте соответствующий смысловой акцент, ключевой запрос.
Это выглядит как полотна таблиц с размеченными страницами и ссылками. Зачем их делают? Чтобы быстрей линковать новые материалы, понимать, какая из ссылок повлияла на резкий рост страницы и провернуть такой же финт с другими публикациями.
Больные, самые больные места
Сниппеты и контактные данные — еще один трудоемкий этап. Если вы читали наши предыдущие публикации про контент и SEO, то знаете, что Яндекс и Google формируют сниппеты из текста на странице. По идее, в сниппет должны попадать фразы, отвечающие на запрос пользователя. Но нет, машинный интеллект зачастую впихивает в маленький кусочек текста обрывки фраз, адреса, фрагменты подзаголовков.
Четкого алгоритма формирования сниппета поисковики не дают, поэтому оптимизатор, словно алхимик, извлекающий золото из свинца, настраивает быстрые ссылки, перебирает по нескольку комбинаций title и description, делает микроразметку. Что интересно, плоды этой кропотливой работы будут видны лишь через несколько дней, когда робот сделает очередной переобход страницы. Даже мы не сразу видим результаты своего труда!
«Хуже коррекции сниппетов, пожалуй, только смена информации об организации. Когда приходится менять название или адрес компании, хочется биться головой об стену, потому что Google, например, может рассматривать запрос на изменение данных от 3 месяцев! Понятно, что это махина, куда поступают тысячи писем и запросов ежедневно, но 3 месяца! В итоге в исходящих десятки писем в службу поддержки Google, а клиент изменений как не видел, так и не видит. Понятно, что он более чем недоволен».
SEO-специалист Nowmedia Наталья Любанская
Оптимизаторы как бойцы невидимого фронта. 80% их работы первые 1-2 месяца не видно. Как бы они ни хотели, результат здесь и сейчас выдать не смогут. Потому что не пьют с поисковиками на брудершафт и не могут манипулировать выдачей. Хотя и хочется.
Зато могут делать свою незаметную работу тщательно, предельно аккуратно, ювелирно. Так, чтобы проекту были не страшны ни новые алгоритмы и апдейты, ни фильтры, ни санкции.