Информационные сайты, магазины и сайты услуг поисковики ранжируют по-разному. Для сайтов e-commerce выдача формируется по коммерческим запросам и определяется коммерческими же факторами. В 2011 году Яндекс писал о пяти категориях коммерческих факторов. За прошедшие 9 лет этих категорий так и осталось пять, но они разрослись, расширились и теперь требуют подробной классификации.
Общие и частные факторы
Общие коммерческие факторы ранжирования относятся ко всему сайту и касаются проекта в целом:
- Указаны цены, есть кнопки «Купить/Заказать»,
- Работает ассортиментный каталог и корзина/личный кабинет дилера,
- Созданы и заполнены страницы контактов и «О компании»,
- Установлен фильтр по товарам и сортировка по ценам/новизне/наличию,
- Компания зарегистрирована в Яндекс.Справочнике,
- Есть функционал обратного звонка и сравнения товаров по техническим характеристикам,
- Установлена карта проезда,
- Для филиалов на странице контактов созданы отдельные страницы,
- Для отзывов о компании, сертификатов и лицензий выделена страница или раздел,
- Работает онлайн-чат или консультант,
- Есть разделы с кейсами/портфолио, страницы вакансий, пользовательского соглашения.
Этот блок факторов показывает покупателю, какой бизнес стоит за сайтом. Можно ли ему доверять? Как он заботится о клиенте, чем готов помочь и какие гарантии дает?
Частные коммерческие факторы еще называют документальными. Поисковые алгоритмы применяют их к одной конкретной странице или группе однотипных страниц. Например, фактор «информация о наличии/отсутствии товара на складе» актуален только для товарных карточек и неприменим для страницы «О нас» или раздела «Реализованные проекты».
К частным коммерческим характеристикам относятся:
- Соответствие продвигаемой страницы интересам/запросам пользователя (релевантность),
- Отзывы о товаре/услуге,
- Информация о доставке и гарантиях,
- Фото/видео/чертежи — иллюстрации и изображения товара,
- Сопутствующие товары/услуги,
- Блок с преимуществами.
Важные детали
Каждый из этих элементов должен работать на повышение доверия к компании, каждая функция — упрощать навигацию по сайту, оформление заказа, получение консультации. Это значит, что поисковый бот не только проверит наличие карты проезда, но и оценит, работает ли она, в каком формате выложена, насколько актуальна.
С контактами, соцмедиа и филиалами та же история: номер телефона в jpg формате не засчитается, как и неактивные иконки социальных сетей, битые ссылки на телеграм-канал и YouTube компании.
В этой плоскости коммерческие факторы тесно связаны с поведенческими. Если покупателю не удалось найти информацию о времени работы офиса, не получается скачать прайс или файл с банковскими реквизитами, поисковики расценят это как отрицательный сигнал. Сильней всего бьют по связке «поведенческие-коммерческие факторы» отрицательные сигналы от пользователей, пришедших по высокочастотным коммерческим запросам.
Именно поэтому в аудитах интернет-магазинов и сайтов B2B мы ревностно «цепляемся» к таким, казалось бы, мелочам и в отчете указываем их все.
И последнее, но важное — в одиночку коммерческие факторы не работают. Это не основной, а дополнительный критерий ранжирования, и учитывается он только в совокупности с техническими и текстовыми характеристикам. То есть, медленный, не адаптированный к мобильным устройствам магазин с копипастом, одними только коммерческими факторами в ТОП не поднять. Нужно начинать с фундамента (хостовые, технические, текстовые и поведенческие показатели), а потом дорабатывать функционал, контент и ассортимент под коммерческие требования.
Мы делаем это в рамках ОиР — услуги по оптимизации и развитию сайтов. В отличие от SEO, которая используется как классический инструмент продвижения, ОиР работает в формате комплексной маркетинговой поддержки. Как это выглядит на практике и какие дает результаты — посмотрите в нашем портфолио.