Капча на сайте: за и против

Капча: за и против

Работая с посадочными страницами, мы периодически сталкиваемся с неприятной ситуацией: спамеры и боты начинают закидывать админку фейковыми заказами. Это может быть случайный набор букв, агрессивная реклама или данные, очень похожие на реальные лиды. И тот и другой вид спама отнимают время и сбивают с толку, но последний приводит еще и к лишним тратам: приходится позванивать заполненные формы, чтобы убедиться в реальности лида. В таких ситуациях капча кажется идеальным решение. Но так только кажется…

«Осложнения» капчи

У капчи есть «побочный эффект» — она снижает конверсию примерно на 3,2%. В 2009 году эти цифры получил Casey Henry, в течение полугода наблюдавший за конверсией 50 сайтов. Этой же проблемой в 2010 г. озадачились в Стэнфордском университете. По результатам исследования «How Good are Humans at Solving CAPTCHAs? A Large Scale Evaluation» оказалось, что на ввод капчи среднестатистический пользователь тратит 9,8 с и только 71% посетителей сайта смогли с первого раза правильно ввести цифровой код.

Тот случай, когда капча работает против конверсии

Это раздражает и ради заполнения формы обратной связи не каждый готов переключать раскладку и разглядывать диковинные символы на плохо различимом поле. Иногда проще найти другой сайт, другой магазин.

Еще один пример, когда капча может снижать конверсию

Еще с одним нюансом капчи мы столкнулись на проекте с дорогими лидами. Это была почти детективная история с пропажей и поисками....

Клиенту в заказы каждый день поступало порядка 20-30 писем со спамом, но у него не было времени с ними разбираться. Мы поставили reCAPTCHA от Google и первое время радовались — спам пропал. Радость была недолгой: некоторых целевых пользователей, которые добросовестно заполняли все поля формы, reCAPTCHA воспринимала как спам, не пропуская заявку. Потерянные заявки снизили конверсию сайта, что с учетом дороговизны лида было совершенно неприемлемо.

Чтобы заявки, отмеченные reCAPTCHA как спам, можно было промодерировать, пришлось дорабатывать функционал сайта. Мы добавили опцию записи решений reCAPTCHA в «Журнал событий» и получили то, что хотели: теперь вся информация по заявкам, отмеченным как спам, хранится в отдельном документе. Ее можно быстро просмотреть и найти «потерянный» лид.

Когда без капчи — никак

С капчей как с антибиотиками — есть ситуации, когда хочешь не хочешь, а надо. Очень надо, когда:
  • в почтовый ящик приходит больше спама, чем заявок,
  • за счет подписчиков-ботов снижается качество базы для e-mail рассылок,
  • запросы от ботов грузят сервер, что снижает скорость загрузки страниц.

Тут уже не приходится думать, ставить или не ставить капчу. Здесь нужно решать, какой вариант антиспама использовать.

Самый распространенный — скрытое поле в форме ввода. Такое поле видит и заполняет только бот, тем самым выдавая себя с головой. Другое дело, что этот вид защиты работает только против спам-ботов и человеческий спам от не отсекает.

Еще можно использовать прием блокировки user-agent в файле htaccess или расставить бот-ловушки в виде скрытой ссылки. Достоинства есть и у сервиса reCaptcha, который мы упоминали выше. Он хорош тем, что прост и не требует от пользователя считывать буквенные символы или решать примеры. Достаточно поставить галочку «Я не робот».

reCaptcha

Ботам довольно сложно его обойти, так как на первом этапе проверка пользователя ведется по IP и переходит на второй этап только в случае, если у IP сомнительная репутация. И вот здесь reCaptcha иногда работает некорректно. 

 К сожалению, сегодня ни один сервис не защищает сайт от спама на 100%. Поэтому в некоторых проектах приходится реализовывать многоэтапную проверку на человечность или идти на компромисс с reCaptcha, подстраховывая систему вручную. Как это реализовать на вашем сайте? Напишите нам, расскажем.

Есть проект? Свяжитесь с нами.
Дальше: Коммерческие факторы ранжирования сайта в 2020 г.
Напишите нам
Загрузка...
Спасибо
Загрузка...