Работая с посадочными страницами, мы периодически сталкиваемся с неприятной ситуацией: спамеры и боты начинают закидывать админку фейковыми заказами. Это может быть случайный набор букв, агрессивная реклама или данные, очень похожие на реальные лиды. И тот и другой вид спама отнимают время и сбивают с толку, но последний приводит еще и к лишним тратам: приходится позванивать заполненные формы, чтобы убедиться в реальности лида. В таких ситуациях капча кажется идеальным решение. Но так только кажется…
«Осложнения» капчи
У капчи есть «побочный эффект» — она снижает конверсию примерно на 3,2%. В 2009 году эти цифры получил Casey Henry, в течение полугода наблюдавший за конверсией 50 сайтов. Этой же проблемой в 2010 г. озадачились в Стэнфордском университете. По результатам исследования «How Good are Humans at Solving CAPTCHAs? A Large Scale Evaluation» оказалось, что на ввод капчи среднестатистический пользователь тратит 9,8 с и только 71% посетителей сайта смогли с первого раза правильно ввести цифровой код.
Это раздражает и ради заполнения формы обратной связи не каждый готов переключать раскладку и разглядывать диковинные символы на плохо различимом поле. Иногда проще найти другой сайт, другой магазин.
Еще с одним нюансом капчи мы столкнулись на проекте с дорогими лидами. Это была почти детективная история с пропажей и поисками....
Клиенту в заказы каждый день поступало порядка 20-30 писем со спамом, но у него не было времени с ними разбираться. Мы поставили reCAPTCHA от Google и первое время радовались — спам пропал. Радость была недолгой: некоторых целевых пользователей, которые добросовестно заполняли все поля формы, reCAPTCHA воспринимала как спам, не пропуская заявку. Потерянные заявки снизили конверсию сайта, что с учетом дороговизны лида было совершенно неприемлемо.
Чтобы заявки, отмеченные reCAPTCHA как спам, можно было промодерировать, пришлось дорабатывать функционал сайта. Мы добавили опцию записи решений reCAPTCHA в «Журнал событий» и получили то, что хотели: теперь вся информация по заявкам, отмеченным как спам, хранится в отдельном документе. Ее можно быстро просмотреть и найти «потерянный» лид.
Когда без капчи — никак
С капчей как с антибиотиками — есть ситуации, когда хочешь не хочешь, а надо. Очень надо, когда:- в почтовый ящик приходит больше спама, чем заявок,
- за счет подписчиков-ботов снижается качество базы для e-mail рассылок,
- запросы от ботов грузят сервер, что снижает скорость загрузки страниц.
Тут уже не приходится думать, ставить или не ставить капчу. Здесь нужно решать, какой вариант антиспама использовать.
Самый распространенный — скрытое поле в форме ввода. Такое поле видит и заполняет только бот, тем самым выдавая себя с головой. Другое дело, что этот вид защиты работает только против спам-ботов и человеческий спам от не отсекает.
Еще можно использовать прием блокировки user-agent в файле htaccess или расставить бот-ловушки в виде скрытой ссылки. Достоинства есть и у сервиса reCaptcha, который мы упоминали выше. Он хорош тем, что прост и не требует от пользователя считывать буквенные символы или решать примеры. Достаточно поставить галочку «Я не робот».
Ботам довольно сложно его обойти, так как на первом этапе проверка пользователя ведется по IP и переходит на второй этап только в случае, если у IP сомнительная репутация. И вот здесь reCaptcha иногда работает некорректно.
К сожалению, сегодня ни один сервис не защищает сайт от спама на 100%. Поэтому в некоторых проектах приходится реализовывать многоэтапную проверку на человечность или идти на компромисс с reCaptcha, подстраховывая систему вручную. Как это реализовать на вашем сайте? Напишите нам, расскажем.