«Какие проблемы могут быть с контентом? Будет регулярно писать об услугах и товарах, публиковать отраслевые новости, выкладывать фотоотчеты. Никаких проблем, что вы!». Это мы слышим от людей, управляющих сайтом 2-4 месяца. Через полгода работы с ресурсом тон и настрой совсем другие, потому что идеи для блога кончаются, встреча с поставщиком важнее публикации новости, а фотоотчет грузить на сайт просто некогда — нужно и почту разобрать, и протокол разногласий к договору подписать, и…
Вот как получается, что через год после запуска сайта некоторые разделы сайты выглядят так
… или так.
Если на сайт ни у кого нет времени и контентную работу передают по цепочке, от помощника руководителя до кладовщика, может нарисоваться и такая «красота».
В лучшем случае работа просто останавливается — всем некогда. И тогда в 2019 г. самой свежей публикацией оказывается статья 2015 г.
Ничего удивительного. Просто каждый занимается своим делом: владелец бизнеса рулит процессом, управляющий — управляет, менеджер по продажам — продает, а инженеры, конструкторы, монтажники, швеи, сварщики работают руками. Писать статьи в блог, делать фотографии готовой продукции, убирать старые товары и вносить в каталог новые просто некому. Ведь штатная редакция бизнесу, который не «Тинькофф Банк» и не «СКБ Контур», не по средствам.
Как решить проблему с контентом до ее появления
Как правило, еще на этапе создания сайта мы предупреждаем клиентов о том, какой объем контентной работы им предстоит. Потому что лучше заранее определиться с ресурсами и решить, нужен ли раздел новостей, если писать и публиковать эти новости некому. И нужна ли страница с прайсами, если они меняются каждый квартал и за их актуальностью кто-то должен следить.
Выкладываем матрицу контентных задач для b2b и b2c проектов, чтобы и вы могли определиться с масштабом работ. Мы составляли ее по выборке типовых сайтов для b2b и b2c. Понятно, что список базовый, масштабируемый. Он может быть шире или уже — это зависит от структуры сайта, детализации информации и масштаба деятельности компании.
Регулярность может быть разной. На порталах уровня ПАО «Газпром» — ежедневные. На сайтах крупного и среднего бизнеса регионального уровня — еженедельные. Для малого бизнеса регулярным будет ежемесячное/ежеквартальное обновление прайсов и актуализация перечня услуг. Здесь опять-таки многое зависит от сегмента.
То, что приемлемо для корпоративного сайта логистического оператора, неприемлемо для магазина зоотоваров, детской одежды, гаджетов. В b2c контента, как правило, больше. И обновляется он чаще, потому что аудитория шире и контент должен отвечать запросам большего количества клиентов.
Периодические и разовые контентные работы — ситуативные задачи. Появилась вакансия — нужно опубликовать. Поступил новый товар? Сделать фотографии, обработать их и выгрузить, составить описания для раздела и карточек, выложить сравнительный обзор продуктов. Компания выходит на зарубежный рынок? Потребуются тексты на иностранных языках для разделов «Инвесторам», «Партнерам», «Поставщикам», «Условия сотрудничества» или перевод всего сайта.
Практика контентной поддержки
С новым сайтом проще всего: смотрим структуру, определяем тематику и регулярность публикаций, подбираем, согласовываем, составляем и выкладываем материалы. Для разделов «Публикации», «Статьи» или «Блог» делаем контент-план.
С «ветеранами», тем более прошедшими через нескольких SEOшников — сложнее. Прежде чем работать с новым материалом, нужно убедиться в том, что старый можно читать без судорог и крови из глаз: проверяем тексты на уникальность, ищем и правим ошибки, меняем фотографии, если старые заимствованные, плохого качества или устарели. Так что если собираетесь модернизировать сайт, сразу закладывайте на аудит и коррекцию контента дополнительное время.
Направление контентной работы зависит от специфики ресурса. Например, с интернет-магазинами мы ставим в приоритет работу с фотографиями, видеообзорами, детальным описанием в карточках товара. Для b2b компаний основной задачей становится дополнение описательных материалов техническими инструкциями, схемами, нормативной документацией. Если поддерживаем проект сферы услуг — приводим примеры решения реальных проблем, ищем и составляем ситуативные кейсы, оформляем отзывы и другие социальные доказательства.
Сквозь монитор никто не видит, с какой любовью вы печете кексы и насколько аккуратно доставлен груз пробирок из Хабаровска в Сочи. Люди видят ваш бизнес таким, каким вы покажете его на сайте. По новостям со времён Бородино, мутным фотографиям и пустым страницам посетители будут судить о качестве продукта и уровне сервиса. Не хотите? Повесьте на монитор стикер «Привести сайт в порядок», засучите рукава и приступайте.