Итак, встречайте: в красном углу ринга, в стильных черных трусах, мастер на все руки и рок-звезда дизайна, – непосредственно дизайнер. Его оппонент — человек с идеальным вкусом, который всегда знает как сделать лучше, в синих трусах с надписью «малыш, сделай мне красиво» — заказчик. Судить же поединок доведется менеджеру — человеку, с беспристрастным видом скачущему между двух, пышащих жаром спора, сторон, пытающемуся найти компромисс между ценой, качеством и уложиться в заданные сроки.
Удар гонга, поехали.
Раунд 1: первый удар за заказчиком
"Значит так, мы хотим, чтобы все ахнули, чтобы было много вау-эффектов, а логотип должен быть настолько хорош, что его можно выставлять в Третьяковской галерее, – затем добавляет грозя пальцем - и чтобы непременно недорого и ни в коем случае не выходить за рамки установленного бюджета!"
Быстро, качественно и недорого в действии. Не работает – проверено.
Получается что-то вроде этого:
- Нам бы хотелось получить более формализованное представление вашего видения, может быть вы могли бы описать конкретнее… - разводят руками дизайнер и менеджер.
- Конечно, не проблема, посмотрите там, там и там, - указывает заказчик на прекрасные работы, неподъемные для него по бюджету или, не уделяя должного внимания на конкретизацию своих требований, присылает кучу ссылок на сайты, дизайн которых мало-мальски запал ему в душу, в надежде на то, что они там сами разберутся.
- Ну ок…
Итог – нокдаун в первом раунде.
Ошеломленный дизайнер приходит в чувства и поднимается по канатам под слова менеджера:
- Давай, родной, нам еще проект сдавать надо.
Раунд закончен. Что имеем – невнятные на входе требования, подкрепленные охами и ахами со стороны заказчика и кучей материала под грифом «разберитесь сами».
Красотка в нижнем белье выносит табличку, вызывая одобрительный гул публики. Что ж, выдохнем и немного ударимся в предысторию.
Старая прописная истина, гласящая «клиент всегда прав», несколько устарела и зачастую неактуальна, особенно в делах дизайнерских, когда двусмысленные охи-ахи и размахивание руками заказчика должны найти воплощение в конкретизированном виде, отвечающем потребностям бизнеса. Аргумент «я же вам за это деньги плачу» тоже не всегда работает, поскольку строгое следование представлениям заказчика может привести к удручающим результатам, не отвечающим целям проекта.
Клиент может быть доволен, а студия нет, поскольку берясь за проект, студия стремится обеспечить определенный уровень качества, ниже которого опускаться она не готова. Впоследствии в результатах проекта может разочароваться и сам заказчик, осознав, что в угоду своих желаний он получил прекрасно работающий проект, но завернутый в плохую обертку, не способную привлечь пользователей. Как ни крути, а пользователи любят глазами. Казалось бы, что на этом можно и закончить – хозяин барин, а мы получили за это деньги.
Но что-то не так… Кажется, это совесть стучится в окно браузера. Проект, за который мы беремся, должен быть отличным во всех отношениях, и поэтому мы не сдаемся и продолжаем искать компромисс, позволяющий выполнить качественную работу, соответствующую современным стандартам качества, непременно нравящуюся как заказчику, так и студии в условиях отведенного бюджета и времени.
Поиск сего грааля, конечно же, ложится на плечи менеджера.
В условиях размытых и неконкретизированных требований не стесняйтесь засыпать заказчика вопросами и заставлять его описывать свои ассоциации в удобоваримом виде, который впоследствии можно перевести на дизайнерский язык. Это сэкономит вам кучу времени и нервов.
Также, непременно важно управлять ожиданиями заказчика. Воображение заказчика зачастую стремительно стремится в небеса, когда как менеджер стоит обеими ногами на земле, пытаясь его не только удержать, но и направить в верном направлении. Заказчик должен понимать, почему вместо статуи Давида он получил уменьшенную копию в размере 2:3.
Продолжаем: Раунд 2
Дизайнер:
- Сейчас мы что-нибудь придумаем…
Дизайнер, переминаясь с ноги на ногу, уходит в свой угол, колдует в надежде сбить заказчика с ног неожиданной работой, которая буквально поразит его.
Заказчик замер в нетерпеливом ожидании. Дизайнер:
- Ну, вот, смотрите! Ну как вам, нравится?
Заказчик:
Вы знаете, с Чаком не спорят.
Менеджер:
- Это же Чак, что тут можно поделать…
Раунд закончен. Попытка дизайнера атаковать не удалась, преимущество на стороне заказчика.
Перерыв. Что делать? Важно работать с негативом и недопониманием со стороны заказчика, оперативно и быстро выявляя причины его недовольства, превращать «как-то все мрачновато» в конкретное обоснование с разъяснениями и пояснениями на тему возможных изменений, которые он хотел бы видеть. Вместе с тем продолжайте работать над ожиданиями, вплоть до сдачи дизайна.
Едем дальше: раунд 3
Оправившись от неудачной попытки поразить заказчика, дизайнер, потирая лоб, уходит в свой угол допиливать начатое. Заказчик нетерпеливо почесывает подбородок, демонстрируя свое небезграничное терпение.
- Вот, смотрите, – воодушевленно говорит дизайнер, возвращаясь с очередной работой.
- Ну… - качает головой заказчик.
Раунд окончен. Итог – нарастающее нетерпение со стороны заказчика и дизайнера. В этом ключе важно не терять связь с заказчиком и, по возможности, дробя создание дизайна на этапы, демонстрируя промежуточные результаты работы — это позволит получать обратную связь гораздо эффективнее, исправлять неточности и вносить пожелания по мере их возникновения и постепенно вырисовывать необходимый результат, экономя время и нервы.
Раунд 4
Теряющий терпение дизайнер готовит новый разительный прием: будем воспитывать заказчика по науке. Дизайнер садится и пишет обстоятельное письмо с пояснениями и сравнениями в желании пресечь все последующие недовольства со стороны заказчика.
- Мы делаем так и так, не потому что нам нравится, а потому что так правильно. Сейчас я тебе расскажу…
Заказчик:
- Ну-ну…
Итог:
Заваленный теорией заказчик.
Кажется, этот прием достиг своей цели, и заказчик начинает немного вдаваться в суть дела, но все равно продолжает сопротивляться и не соглашается, потому что он не готов полностью отказаться от своей идеи в силу упорства или своего экспертного мнения.
Раунд подходит к концу. Озлобленный дизайнер и задумчивый заказчик расходятся по углам. Менеджер разводит руками, обращаясь к заказчику за уточняющими вопросами.
Итог – «Хьюстон, у нас проблемы. Количество итераций стремится к бесконечности». Сроки поджимают, увеличивающееся количество итераций грозит пробить головой потолок бюджета, негатив продолжает накапливаться.
Безусловно, важно пропускать через себя всю боль заказчика, но никогда не забывайте и о дизайнере. Не предоставляйте ему пластилин из размытых требований и пожеланий, в надежде, что он слепит что-то гениальное. Работайте с входной информацией, донося ее до дизайнера не в первоначальном виде, а в виде конкретных пожеланий и требований, которыми он может руководствоваться при создании дизайна. Также помните, что зачастую полезно и даже эффективно давать волю дизайнеру и позволять ему вносить свои собственные предложения. Они люди творческие и не любят действовать со скованными требованиями руками. Верьте своим дизайнерам.
Раунд 5
Получив очередную порцию указаний, теряющий терпение дизайнер уходит в угол, возвращается и показывает работу.
Менеджер:
-Что это?
- Здесь все выполнено так, как они хотели .
- Нет, можно сделать лучше.
-Нет, качество, качество и еще раз качество.
Заказчику нравится, но полученный результат не соответствует конечным целям проекта. Помните про некрасивую обертку? Так вот, это она и есть.
Дизайн является важной составляющей современных интернет проектов. Будь это трижды прекрасно технически выполненный проект, работающий со скоростью света, но на него никто и не посмотрит, если он похож на китайский ширпотреб цвета детской неожиданности. При реализации проекта необходимо уделить внимание визуальной составляющей проекта и не идти на компромиссы, не позволяющие реализовать конечную цель проекта, даже если заказчика это устраивает.
Доносим нашу точку зрения до заказчика и дизайнера и инициируем новый раунд.
Раунд 6
- Как там дела с дизайном? – нетерпеливо вопрошает закзчик.
- Нормально, процесс движется, скоро родим.
Стоп. Никогда не упускайте процесс создания дизайна из под контроля, обеспечивайте своевременную обратную связь с заказчиком, демонстрируя промежуточные результаты работ, и постоянно общайтесь с дизайнером о состоянии продвигающихся дел. Решайте возникающие вопросы незамедлительно, не растягивая отведенных временных рамок.
Раунд 7-11…
Мы попали в ад и ходим избитыми путями по кругу, пока наконец….
Раунд 12
…после тяжелого продолжительного боя пришли к компромиссу и получили искомый результат. Бездыханный дизайнер и заказчик падают наземь. Результат всех устроил. Менеджер нервно попивает водичку в сторонке.
А кто победил? Победителей нет. Ничья по очкам.
Бой окончен
Радостный дизайнер после сдачи проекта:
Но как итог – сроки сорваны, в бюджет не уложились и кажется, что все сводится к матчу реваншу, в котором заказчик и менеджер будут биться за расширение сметы на дизайн, чего не хотелось бы никому.
Дабы подобные истории не имели место быть, пробежимся по основным тезисам, которые могут помочь избежать подобных ситуаций:
• Максимально конкретизируйте требования, ассоциации и пожелания. Не допускайте в качестве входной информации «список хотелок» и идей в виде «посмотрите там» и «вот здесь классно, хотим также». Не стесняйтесь засыпать заказчика кучей вопросов, даже если он противится.
• Работайте с негативом и ожиданиями заказчика. Заказчик может и должен высказывать свое недовольство, но своевременная работа с негативом и грамотное управление ожиданиями помогут нанести превентивный удар по конечным ожиданиям заказчика.
• По возможности, разделяйте создание дизайна на этапы, демонстрируйте промежуточные результаты заказчику, получая обратную связь, и своевременно вносите правки. Значительно проще постепенно вырисовывать конечную картину в глазах заказчика, чем каждый раз выкидывать перечеркнутые макеты в мусорку и начинать сначала.
• Доверяйте своим дизайнерам, прислушивайтесь к их советам и, по возможности, дайте волю их инициативе – они плохого не посоветуют.
• Качество превыше всего. Не поступайтесь качеством в угоду требования заказчика. Не стесняйтесь объяснять заказчику его неправоту. Важно объяснять, почему он может быть не прав и чем это может кончиться.
• Постоянно будьте на связи с заказчиком и контролируйте процесс создания дизайна, не упуская его из вида. Не создавайте иллюзию деятельности перед заказчиком, а демонстрируйте результаты работы или объясняйте причины возможных задержек, не дожидаясь при этом вопросов со стороны заказчика.
Напоследок, пожелаем, чтобы довольный клиент уходил от вас вот так:
-Алло, Галочка? Ты счааас умрешь! Потрясающий дизайн!
(Радостный заказчик демонстрирует дизайн)
Галочка смотрит на дизайн…
Вау-эффект в действии.