В 2020 году статистика социальных сетей получилась смазанной — сказалась пандемия, но мы все равно собрали результаты исследовательских программ Mediascope и сделали короткую ретроспективу уходящего года.
YouTube
YouTube в России — первый в ТОПе. По объему трафика он уступает только Google и Яндексу. Охват аудитории 82,8 млн. За просмотром видео пользователи проводят 40-50 минут в день. 84,4% трафика идет с мобильных устройств и примерно половина покупателей товаров и услуг отмечает, что сделать выбор им помогли ролики на YouTube.
Социально-демографический профиль пользователей YouTube в июле 2020 года выглядел следующим образом.
В июле 2019 профиль был почти таким же: мужчин чуть больше, основная масса — специалисты, служащие и рабочие с доходом от среднего до выше среднего.
Интересно: по сравнению с прошлым годом на пару процентов упало количество пользователей в возрасте 12-24 и 25-34 года. Подростки, скорей всего, ушли на TikTok, а куда делась молодежь 20-30 лет?
ВКонтакте
Второе место в рейтинге социальных сетей у ВКонтакте. Он уступает YouTube одну позицию и находится на четвертом месте по посещаемости после Google и Яндекса. Платформа ежемесячно охватывает 73 млн пользователей и каждый из них проводит в соцсети 30-35 минут. 67 млн заходят во ВКонтакте с мобильного.
В социально-демографическом профиле доминируют женщины, в основном рабочие и специалисты. Больше всего здесь людей в возрасте 25-34 года.
По сравнению с тем же периодом 2019 года, у ВКонтакте значительно выросло число пользователей старше 50 лет.
Интересно: по данным Data Insight за 2018 в этой социальной сети самый большой объем b2c- и c2c-сделок — 15% от всех продаж/покупок через социальные каналы.
Instagram стабильно входит в ТОП-10 самых посещаемых ресурсов в интернете и в рейтинге социальных сетей он третий по охвату: 59,4 млн пользователей, из которых 28,3 млн заходят в соцсеть ежедневно. В среднем в Instagram россияне проводят 26 минут в день и в основном с телефона (84% трафика).
По соцдем профилю основными пользователями являются женщины, причем с большим отрывом — 19%. Больше всего на платформе специалистов, рабочих и служащих 25-34 и 35-44 лет.
Интересно : судя по тому, что те же специалисты, рабочие и служащие составляют подавляющее большинство пользователей YouTube и ВКонтакте, хочется спросить — когда они работают?
За лето 2019 года у Mediascope данных нет, но декабрьский соцдем мало чем отличается от свежего, июльского.
«Одноклассники»
«Одноклассники» прочно удерживаются в первой пятерке лидеров. Летом 2020 г аудитория сервиса оценивалась в 50,2 млн россиян, причем 20,8 млн посещают свои страницы и группы каждый день. Средняя продолжительность сессии составляет 22 минуты и 60% трафика идет с мобильных. Причем 85% мобильного трафика — это Apple и только 16% пользуются для посещения сервиса андроидом.
В социально-демографическом профиле главную скрипку играют пользователи 50+, причем женщин почти на 30% больше. Здесь тоже много специалистов и рабочих, но так же много и неработающих — в основном, за счет людей пенсионного возраста.
Интересно : год назад ситуация в «Одноклассниках» выглядела оптимистичнее: в соцсети было много людей 25-34 и 35-44 лет, но за прошедшие 12 месяцев случился явный дисбаланс.
Пятая по посещаемости социальная сеть России — Facebook. Ею ежедневно пользуются порядка 39 млн россиян, но проводят они на платформе всего 9 минут. 27,5 млн заходят в соцсеть с мобильного — через браузер или приложение.
Здесь тоже явный перевес женской аудитории и пользователей с тем же родом занятий, что в остальных соцсетях. Зато доход выше среднего у 41% пользователей — это на 7-8% больше, чем у пользователей YouTube, ВК, Instagram и «Одноклассников».
Интересно: с декабря 2019 г показатель уровня дохода вырос на 5-6%, а структура социально-демографического профиля немного изменилась — пользователей 45-54 лет стало на 2-4% больше.
TikTok
TikTok не входит в ТОП ресурсов Рунета, но это темная лошадка с агрессивным продвижением, так что Mediascope и ее посчитал. Ежемесячный охват в России составляет 20,4 млн и сессия в среднем длится не меньше 20 минут. Специфика ТикТока — доминирование мобильного трафика (91%).
По структуре аудитории никаких неожиданностей: больше всего подростков и молодежи, но по 10-12% занимают люди 30+ и 40+. По роду занятий все тоже предсказуемо — смешные ролики и обзоры смотрят и снимают все те же рабочие, специалисты и служащие. Правда, на диаграмме их слегка опережают учащиеся — основная аудитория мобильного приложения.
Стратегия продвижения в социальных сетях строится на аналитике и половина аналитики уже собрана медиа-агентствами и исследовательскими компаниями — это данные мы и публикуем. Но узкие, точные срезы именно под ваш продукт, услугу и аудиторию нужно делать индивидуально, с учетом отрасли, проекта и поставленных задач. Помните об этом, когда планируете когда, как и с чем выходить в социальные сети.