55% людей принимают решение о покупке товара или услуги, отталкиваясь от мнения друзей, родственников, коллег, блогеров. Это данные исследования Geometry Global и gen.video за 2017 г, которые лишний раз подтверждают — в B2C имеет смысл активно работать с пользовательским контентом рекомендательных сервисов. Мы собрали для вас список основных ресурсов и кратко обрисовали возможности каждого. В этой публикации расскажем об универсальных, в следующей рассмотрим тематические.
Тематика площадки |
Сайт |
Страница регистрации |
Универсальные |
Flamp Spr Yell Zoon Blizko Foursquare |
flamp.ru/biz spr.ru/checkplus.php yell.ru/auth/login/ zoon.ru/pages/corp/ vk.cc/8Qs0ug ru.business.foursquare.com/ |
Фламп
Если клиенты ищут вас офлайн, Flamp.ru — это для вас. Во-первых, потому что Фламп — крупнейший рекомендательный сервис в Рунете. 2 900 000 посетителей в месяц! Во-вторых, отзывы из Флампа подтягиваются к карточкам компании в 2ГИС. Их можно комментировать, пояснять, закрывая негатив.
Организации на Флампе получают бизнес-аккаунт. В нем для разных филиалов одной организации можно настроить короткие ссылки, задать периодичность уведомлений о новых комментариях, заказать платные опции продвижения. В целом все скромно и без лишних наворотов, усложняющих коммуникацию с аудиторией.
В каталоге Flamp 28 рубрик. Есть даже специальные категории для властных структур и экстренных служб. Популярных меньше.
СПР
Spr — справочник организаций и учреждений всей страны. Масштаб охвата приличный:
- 200 тыс. посетителей ежедневно,
- 6 млн. человек каждый месяц,
- 2-ой по посещаемости справочник Москвы и Подмосковья,
- 700 тыс. мнений,
- 77% трафика из Москвы и МО.
Несмотря на то, что СПР неплохо представлен в регионах, как видите, основной трафик — столичный, что московскому бизнесу только на руку.
В профиле компании публикуется описание, адрес, телефон, ссылки на сайт/соцсети, каталог услуг с ценами, кнопка для записи или бронирования, отзывы. На последние можно отвечать. Причем есть возможность закрыть отрицательные отзывы, как комментарием представителя предприятия, так и адвокатом бренда.
Интересные опции — агрегатор цен и раздел со скидками. Агрегатор тарифов позволяет сравнить цены на однотипные услуги в пределах одного района. В разделе со скидками выводятся акционные предложения компаний по городам и районам.
Yell
Yell может смело мериться показателями с СПР и Фламп — аудитория 35 млн. уникальных посетителей и 1 млн. отзывов. Впечатляет.
Веский аргумент в пользу Yell — детальная статистика посещений и целевых действий. В бизнес-аккаунте размещается адрес, телефон, местоположение на карте, фотографии, перечень услуг, часы работы, цены.
Стандартные возможности Yell бесплатны. Ряд платных опций позволяет выделить организацию на карте и брендировать страницу. По сути, получается мини-сайт со всеми необходимыми разделами: фотогалерея, описание, услуги, контакты, отзывы.
Представитель бренда может отвечать на мнения пользователей в бесплатном и платном варианте размещения. Увы, отзывы сортировать нельзя, хотя зря — функция удобная. В то время, как на Флампе есть сортировка по ответам представителя, в СПР положительные и отрицательные рекомендации распределены в две колонки, на Yell, чтобы посмотреть все рекомендации, придется поскроллить.
Zoon
На Zoon, кстати, впечатления клиентов фильтруются по дате и популярности. На странице организации компании все стандартно, разве что есть возможность можно размещать информацию о персонале и скидках, а также выкладывать документы, подтверждающие качество услуг. Помимо удобного интерфейса, у Зун много других достоинств:
- 2 тыс. рекомендаций и 3 тыс. оценок ежедневно,
- 600 тыс. уникальных посетителей в месяц,
- 80% аудитории приходят из поиска по брендированным запросам.
В каждой категории, как и у Yell, есть карта. Что интересно, на первый взгляд компаний в выдаче по каждой категории у Zoon больше, чем у Yell. Но если присмотреться, Зун подтягивает в поиск адреса организаций из ближайших населенных пунктов, тогда как Yell ограничивается строго заданными территориальными рамками.
Blizko
Blizko предлагает малому и среднему бизнесу свою платформу под витрину товаров и страницу компании на домене третьего уровня. В отличие от предыдущих сервисов, здесь собираются не только представители сферы услуг, но и производственные компании, строительные организации, B2B сегмент.
80% посетителей приходят на Blizko из поисковых систем: каждый месяц это 6 млн. человек, набирающих в Яндексе или Google коммерческий запрос с геолокационными данными, например, «купить фанеру в Бирюлево» или «фторопластовые прокладки в Уфе».
Каталог гибкий. Можно выбрать показ товаров, компаний или акционных предложений, отсортировать организации по услугам, формату оплаты, рейтингу. В отзывах, кстати, оценивается не только не только качество товаров или услуг, но и скорость ответа компании, актуальность цен, уровень сервиса. Как и на остальных рекомендательных сервисах, на отзывы отвечает официальный представитель организации.
У Blizko есть бесплатный пакет услуг и несколько платных сервисов. Самый скромный годовой тариф — «Серебряный» за 25 тыс руб. Самый функциональный — «Платиновый» за 59 900 руб. Судя по тому, что первые страницы строительного каталога Москвы заполнены «платиновыми» компаниями, платное продвижение пользуется спросом.
Foursquare
На Foursquare 50 миллионов человек и 2 млн. компаний, но это по миру. По России у Foursquare, к сожалению, данных нет. Добавить в сервис заведение может любой пользователь, а вот редактировать — тот, кто подтвердил права.
Комментировать чужие мнения, увы, нельзя. Получится только отсортировать их по дате и проголосовать «за» или «против».
В России популярность Foursquare после 2015 г. пошла на спад, но за рубежом сервисом по-прежнему пользуются и пользуются активно. Так что если ваша целевая аудитория — туристы из Европы или США, с Foursquare имеет смысл подружиться.