SEO для сайтов небольших локальных компаний — сложно. Контекст — дорого. SMM — долго и тоже недёшево. Рассказываем, что в этой ситуации можно сделать для продвижения малого и среднего офлайн-бизнеса.
Для кафе, барбершопов, салонов красоты, СТО, магазинов здоровых продуктов и сервисных центров важным фактором посещаемости является шаговая доступность. Конечно, к хорошему мастеру маникюра кто-то готов добираться и через всю Москву, но на такие подвиги способны едва ли 10-15% клиентов. Остальные 85-90% выберут вариант рядом с работой или домом. На них мы и будем ориентироваться, продвигая бизнес в локальном поиске.
Яндекс. Карты и Справочник
Карты с отметками компаний местного бизнеса показываются пользователям, когда они ищут услугу, товар или магазин с указанием района или улицы. При этом Яндекс учитывает географическое положение пользователя, даже если в поисковой строке он не упоминает город.
У Яндекс.Карт приоритетный показ. Они всегда на первом экране, на самом видном месте. Причем показ адресов локальных компаний на карте никак не связан с их ранжированием в органическом поиске.
Вот пример: найдите на скрине между м.«Васильеостровская» и м.«Спортивная» СТО «Брабус». Как видите, в Яндексе он отображается на карте на первом экране выдачи. Выше только реклама. Конкуренты с рейтингом ± 2 звезды — рядом.
Теперь поищем «Брабус» по этому ж запросу, но в органической выдаче. Искать придется долго, потому что сервис ранжируется аж на 59 странице. Если бы не Яндекс.Карта, кто бы увидел его в поиске?
Компанию на карты Яндекса можно добавить бесплатно. По крайней мере, пока. Для этого оставьте заявку в Яндекс.Справочнике и укажите данные организации. По телефону придется удостоверить права на управление сведениями о компании, после чего можно заполнять описание, добавлять фотографии, время работы, контактные данные.
Время от времени следите за рейтингом. Он формируется на базе отзывов пользователей и показывается рядом с наименованием организации, как на карте, так и в поиске. Рейтинг здорово влияет на кликабельность, но рулить им самостоятельно не получится — беспощадный искусственный интеллект Яндекса выставляет оценки, попарно соизмеряя оценочные данные. Чтобы нейтрализовать негативные отзывы, закрывайте их положительными, дарите клиентам бонусы за проявленное внимание и компенсируйте потраченное на отзыв время приятными скидками.
Google. Карты и Google My Business
В мае 2014 г. Google совместно с Ipsos и Purchased изучил специфику локального поиска. Оказалось, что поисковыми системами для выбора магазина, кафе, парикмахерской рядом с домом или работой пользуются 4 из 5 пользователей. Причем 60% людей предпочтут офлайн-магазин онлайну только из-за того, что он рядом и купить нужный товар можно быстро.
Вам будет приятно узнать, что 50% владельцев смартфонов и 34% пользователей дескстопов настроены сделать покупку в найденном магазине сегодня же.
В Google адресные данные локального поиска на первом месте. Их можно отсортировать по рейтингу или часам работы.
Чтобы попасть на Google-карты, нужно завести страницу в аналоге Яндекс.Справочника — сервисе Google My Business. Этот же вариант подходит и для компаний, у которых сайта нет, а клиенты из поиска нужны. Вот так на карте выглядит салон, у которого нет сайта, но есть карточка «Гугл Мой Бизнес».
На карточке отображается не только адрес, телефон, режим работы, но и описание услуг, фотографии, средний рейтинг, отзывы, вопросы пользователей, предстоящие мероприятия, загруженность.
Вообще-то, не стоило бы этого говорить — как-никак мы продвигаем компании за деньги, — но, по сути, «Мой Бизнес» на 90% закрывает вопросы интернет-маркетинга маленького локального бизнеса и его коммуникации с клиентами. Совершенно бес-плат-но.
Правда, чтобы клиенты звонили и приходили, у организации на Гугл-картах должен быть хороший рейтинг и приличные отзывы. Подтвердив права на управление карточкой компании, за хорошие отзывы клиентов можно вежливо благодарить, плохие — обосновывать и закрывать, предварительно разобравшись в ситуации.
Результаты работы с «Гугл Мой Бизнес» обязательно нужно анализировать. Сервис предоставляет данные о количество проложенных маршрутов, просмотре данных и фотографий организации, источниках трафика (поиск/карты/ Google+). Информации немного, но вполне достаточно, чтобы оценить наиболее востребованные услуги, выделить перспективные источники трафика и спланировать дальнейшую работу по продвижению.