20% всех запросов в Яндекс — голосовые. Со временем их станет больше. Аналитики ComScore к 2020 году обещают рост голосовых обращений до 50%. И вряд ли это просто мода. Тенденция очевидна, а значит готовиться к увеличению потока запросов голосом нужно заранее.
Кто, зачем и почему выбирает голосового помощника
Месячная аудитория голосового помощника Алисы — 35 млн. человек. 55,9% — мужчины. Даниил Колесников из Яндекса, выступая на конференции Conversations'18 Business уточнил, что этот небольшой гендерный перекос объясняется тем, что ассистент работает не только в смартфонах, но и в навигаторах. В остальном, Алису примерно одинаково часто используют как мужчины, так и женщины.
При этом поводы для устных команд — самые разные. За 3 года исследований паттернов пользователей компания Perficient.Digital выяснила, что всего люди ищут информацию голосом...дома, в одиночестве или в компании друзей.
Но на вопрос, «В какой ситуации вы предпочитаете голосовые команды текстовому набору?» люди, преимущественно выбирают «руки заняты» и «за рулем».
Ответы на вопрос «Что вам больше нравится при использовании личного помощника на смартфоне? Выберите три варианта» вы видите на графике: 67% пользователей выбирают голосовой набор за скорость, 47-50% за точность и возможность не печатать. И тут не важно, работает Алиса или Siri.
Специфика голосового поиска
Отказываясь набирать запросы текстом, люди получают совсем другую выдачу. Ведь разговорные и типизированные фразы по-разному воспринимаются поисковиком.
Запросы длинные. Как правило, в них порядка 10 слов, а задаются они с вопросительной интонацией. Среди вопросительных слов чаще всего встречаются «как», «где», «когда», «какой».
Больше разговорных слов. Если текстом люди набирают «кетодиета для спортсмена», то у Алисы спрашивают «что есть на кетоидете, если ты спортсмен».
Разговорная речь делает запросы более свободными, показывая намерение пользователя , поэтому в них чаще проскакивают оценочные слова: «ближайший», «самый», «дешевый», «красивый». Водитель, ищущий мойку в незнакомом городе, в поисковой строке напишет «автомойка краснодар красная», а у Алисы спросит: «Где ближайшая к центру мойка?»
Голосом чаще ищут простые товары, услуги, общую информацию. Технические параметры преобразователя напряжения 220 в 12, скорее всего, будут искать текстом, потому что сложные данные, длинные предложения, цифры, сравнительные характеристики люди не всегда хорошо воспринимают на слух — визуалов все-таки больше. Пиццу, такси, билеты в Барселону быстрей заказать устно.
58% потребителей, ищущих местные магазины и услуги, используют голосовой поиск. Причем их интересуют контактные данные: адрес, телефон, транспорт, время работы. Локальный бизнес и голосовой ассистент — перспективный тандем.
Как оптимизировать сайт под голосовых ассистентов
В Рунете SEO для голосового поиска пока сырое, но общие тренды очевидны:
- Использование длинных низкочастотных запросов, вплоть до предложений из 10 слов.
- Тексты в формате ответа на вопрос со словами-триггерами: «лучший», «самый вкусный», «дешевый», «ближайший».
- Включение слов-триггеров в мета-тэги.
- Увеличение скорости загрузки страниц, потому что, как вы помните, для поклонников голосового поиска скорость — главный критерий.
- Микроразметка поможет предложить четко структурированные ответы на запрос.
- Вместо сухих текстов — разговорный язык.
- Акцент на локальные запросы, которые бизнес может удовлетворить здесь и сейчас.
- Создание отдельных страниц специально под голосовые запросы. Лучше всего с этой задачей справляются FAQ и блоки «вопрос-ответ» по продукту, где на любой вопрос можно найти короткий исчерпывающий ответ по теме.
- Получение HTTPS. Команда Backlinko обнаружила, что 70% выдачи по голосовому поиску занимают сайты с HTTPS, тогда как в текстовой выдаче на десктопах их всего половина. Случайность? Вряд ли.
90% работ из этого списка мы проводим в рамках SEO и ОиР, так что наши клиенты на 90% готовы к новому формату выдачи. Остались мелочи, которые помогут превратить голосовой поиск в полноценный канал развития бизнеса.