В 2012-2014 гг, когда бизнес разглядел перспективы социальных сетей, в Facebook, Twitter, ВКонтакте ринулись кадровые агентства, ритуальные конторы, продавцы бетономешалок, производители теплиц. Кто-то с конкретными целями и грамотной стратегией, кто-то за компанию. Потом случился период массового разочарования, потому что легкого взлета не случилось. Сейчас у SMM новый этап — бизнес видит, что соцсети хоть и не кольцо всевластия, но работать с ними можно: есть примеры успешного продвижения производственных компаний, выставочных мероприятий, финансовых и образовательных услуг. Другое дело, сколько этот успех стоит.
Сколько стоит SMM
Рынок SMM в России юн, наивен и слегка инфантилен. Люди все еще верят в бесплатную раскрутку групп ВКонтакте, малобюджетный выход бизнеса в Instagram и качественный SMM за 5-6 тыс. рублей в месяц. Если вы тоже верите — простите, потому что сейчас мы перевернем вашу картину мира.
1. Бесплатное продвижение в социальных сетях
3-7 лет назад это работало. Можно было давать советы со ссылкой на себя любимого в комментариях, пачками отправлять приглашения в личные сообщения, просить друзей полайкать и репостнуть. В 2012 г. люди собирали таким способом многотысячные аудитории. Халява закончилась с введением новых алгоритмов ранжирования.
Теперь для того, чтобы не только набрать подписчиков, но и просто присутствовать в ленте, нужно вкладывать либо силы, либо деньги. Не все готовы монетизировать общение с аудиторией. Буквально на днях косметический бренд Lush с полумиллионом подписчиков в Instagram заявил об уходе из социальных сетей — общение с потребителями обходится ему слишком дорого.
2. Ведение соцсетей за 5-6 тыс. в месяц.
Такие предложения можно встретить на биржах фриланса, в профильных группах ВКонтакте, Facebook, в тематических каналах Telegram.
Давайте посчитаем, что вообще входит в SMM продвижение и можно ли уложиться в эту сумму.
По-хорошему ведение социальных сетей начинается с аналитики: отбирается пул конкурентов, определяются их сильные и слабые стороны, изучается целевая аудитория, разрабатывается стратегия и концепция ведения группы/страницы. Это — база. От нее отталкивается дизайнер, рисуя баннеры и брендированные шаблоны. На нее ориентируется контент-менеджер, составляя план публикаций. К ней привязывается маркетолог и комьюнити-менеджер, планируя конкурсы, вовлекающие активности, офферы и последовательность постов в цепочке касания клиента.
Каждый день пишется 1- 4 поста, к ним покупаются или создаются 1- 4 картинки/фотографии, мониторится активность, публикуются ответы на комментарии, удаляется спам. Несколько раз в месяц или чаще покупается или снимается видео, делаются сторис, организуются прямые эфиры. Если группа новая или страница бренда только что создана, для привлечения первых подписчиков покупается таргетированная реклама. Дальше для продвижения отдельных публикаций собирается база блогеров, с которыми сотрудничество ведется по бартеру или на платной основе. Там тоже много аналитики: какой пост выстрелил, а какой прошел незамеченным, срок окупаемости затрат, перспективы и пр.
В Cmsmagazine однажды опубликовали почасовой расчет ведения одной группы/страницы в социальной сети. Получилось 85 часов в месяц. Поделите искомые 6 000 руб. на 85 рабочих часов — получите часовую ставку 71 рубль. Дворники в провинции получают 80-90 рублей в час. Вы хотите, чтобы ваши бизнес-задачи решал SMMщик с опытом и квалификацией ниже, чем у дворника?
Как вы поняли, в нашем случае уложиться с SMM в 5-6 тыс. рублей не получится. Мы так не умеем. Либо делаем хорошо, с аргументированной стратегией, планомерными улучшениями и измеримыми результатам. Либо не делаем вообще. Потому что социальные сети — это так же серьезно, как сайт.
Нужны ли вам соцсети?
Соцсети здорово работают в сфере услуг. Для онлайн-магазинов, образовательных центров, детских сервисов, туристических агентств, косметологических салонов и клиник они были и остаются основным каналом коммуникации с клиентами. Именно здесь, а не через сайт, удобно собирать обратную связь, осторожно подогревать аудиторию, знакомить клиентов с новыми услугами, формировать имидж, нейтрализовывать негатив.
Для сложных услуг, высокотехнологичных и высокобюджетных товаров соцсети вторичны. С ними стоит работать, если освоены традиционные каналы маркетинга и есть бюджет на новый сегмент рынка.
В идеале сайт работает в тандеме с соцсетями. В реальности же часто приходится выбирать, на чем сосредоточить усилия. Если с выбором сложно — позвоните или напишите: поможем расставить приоритеты и найти баланс между идеальным и реальным маркетингом. А вот наши контактные данные, чтобы вам не пришлось их искать: тел. +7 495 241 35 23 и email info@nowmedia.ru.