Зачем вам нужен файл robots.txt, и как его создать?

Зачем вам нужен файл robots.txt?

Файл robots.txt, он же стандарт исключений для роботов — это текстовый файл, в котором хранятся определенные указания для роботов поисковых систем.
Прежде, чем сайт попадает в поисковую выдачу и занимает там определенное место, его исследуют роботы. Именно они передают информацию поисковым системам, и далее ваш ресурс отображается в поисковой строке.
Robots.txt выполняет важную функцию — он может защитить весь сайт или некоторые его разделы от индексации. Особенно это актуально для интернет-магазинов и других ресурсов, через которые совершаются онлайн-оплаты. Вам же не хочется, чтобы кредитные счета ваших клиентов вдруг стали известны всему интернету? Для этого и существует файл robots.txt.

Про директивы

Поисковые роботы по умолчанию сканируют все ссылки подряд, если только не установить им ограничений. Для этого в файле robots.txt составляют определенные команды или инструкции к действию. Такие инструкции называются директивами.

Главная директива-приветствие, с которой начинается индексация файла — это user-agent

Она может выглядеть так:
User-agent: Yandex
Или так:
User-agent: *

Или вот так:
User-agent: GoogleBot

User-agent обращается к конкретному роботу, и дальнейшие руководства к действию будут относиться только к нему.
Так, в первом случае инструкции будут касаться только роботов Яндекс, во втором — роботов всех поисковых систем, в последнем — команды предназначены главному роботу Google.

Резонно спросить: зачем обращаться к роботам по отдельности? Дело в том, что разные поисковые “посланцы” по разному подходят к индексации файла. Так, роботы Google беспрекословно соблюдают директиву sitemap (о ней написано ниже), в то время как роботы Яндекса относятся к ней нейтрально. А вот директива clean-param, которая позволяет исключать дубли страниц, работает исключительно для поисковиков Яндекс.
Однако, если у вас простой сайт с несложными разделами, рекомендуем не делать исключений и обращаться ко всем роботам сразу, используя символ *.

Вторая по значимости директива — disallow

Она запрещает роботам сканировать определенные страницы. Как правило, с помощью disallow закрывают административные файлы, дубликаты страниц и конфиденциальные данные.

На наш взгляд, любая персональная или корпоративная информация должна охраняться более строго, то есть требовать аутентификации. Но, все же, в целях профилактики рекомендуем запретить индексацию таких страниц и в robots.txt.

Директива может выглядеть так:
User-agent: *
Disallow: /wp-admin/

Или так:
User-Agent: Googlebot
Disallow: */index.php
Disallow: */section.php

В первом примере мы закрыли от индексации системную панель сайта, а во втором запретили роботам сканировать страницы index.php и section.php. Знак * переводится для роботов как “любой текст”, / - знак запрета.

Следующая директива - allow

В противовес предыдущей, это команда разрешает индексировать информацию.
Может показаться странным: зачем что-то разрешать, если поисковой робот по умолчанию готов всё сканировать? Оказывается, это нужно для выборочного доступа. К примеру, вы хотите запретить раздел сайта с названием /korobka/.

Тогда команда будет выглядеть так:
User-agent: *
Disallow: /korobka/

Но в то же время в разделе коробки есть сумка и зонт, который вы не прочь показать другим пользователям.
Тогда:
User-agent: *
Disallow: /korobka/
Allow: /korobka/sumka/
Allow: /korobka/zont/

Таким образом, вы закрыли общий раздел korobka, но открыли доступ к страницам с сумкой и зонтом.
Sitemap - еще одна важная директива. По названию можно предположить, что эта инструкция как-то связана с картой сайта. И это верно.

Если вы хотите, чтобы при сканировании вашего сайта поисковые роботы в первую очередь заходили в определенные разделы, нужно в корневом каталоге сайта разместить вашу карту - файл sitemap. В отличие от robots.txt, этот файл хранится в формате xml.
Если представить, что поисковой робот - это турист, который попал в ваш город (он же сайт), логично предположить, что ему понадобится карта. С ней он будет лучше ориентироваться на местности и знать, какие места посетить (то есть проиндексировать) в первую очередь. Директива sitemap послужит роботу указателем - мол, карта вон там. А дальше он уже легко разберется в навигации по вашему сайту.

Как создать и проверить robots.txt

Стандарт исключений для роботов обычно создают в простом текстовом редакторе (например, в Блокноте). Файлу дают название robots и сохраняют формате txt.
Далее его надо поместить в корневой каталог сайта. Если вы все сделаете правильно, то он станет доступен по адресу “название вашего сайта”/robots.txt.
Самостоятельно прописать директивы и во всем разобраться вам помогут справочные сервисы. Воспользуйтесь любыми на выбор: Яндекс или Google. С их помощью за 1 час даже неопытный пользователь сможет разобраться в основах.

Когда файл будет готов, его обязательно стоит проверить на наличие ошибок. Для этого у главных поисковых систем есть специальные веб-мастерские. Сервис для проверки robots.txt от Яндекс:
https://webmaster.yandex.ru/tools/robotstxt/

Сервис для проверки robots.txt от Google:
https://www.google.com/webmasters/tools/home?hl=ru

Когда забываешь про robots.txt

Как вы уже поняли, файл robots совсем не сложно создать. Однако, многие даже крупные компании почему-то забывают добавлять его в корневую структуру сайта. В результате - попадание нежелательной информации в просторы интернета или в руки мошенников плюс огромный общественный резонанс.
Так, в июле 2018 года СМИ говорили об утечке в Сбербанке: в поисковую выдачу Яндекс попала персональная информация клиентов банка - со скриншотами паспортов, личными счетами и номерами билетов.
Не стоит пренебрегать элементарными правилами безопасности сайта и ставить под сомнение репутацию своей компании. Лучше не рисковать и позаботиться о правильной работе robots.txt. Пусть этот маленький файл станет вашим надежным другом в деле поисковой оптимизации сайтов.
Есть проект? Свяжитесь с нами.
Дальше: 20 способов ускорить загрузку сайта в 2018 году
Напишите нам
Загрузка...
Спасибо
Загрузка...