Когда видим приятный аккаунт с интересным контентом, бешеным количеством подписчиков, но мизерными охватами и никудышней конверсией, смело ставим диагноз — «гив». В 90% случаев оказываемся правы. Потому что о гивы успели обжечься почти все, от скромных мастеров handmade до серьезных производителей. Рассказываем, насколько все плохо с гивами и чем лечиться, если вы успели поучаствовать в массовом конкурсе в Instagram.
Giveaway, Великий и Ужасный
Giveaway — пушечный залп, попытка одним махом получить аудиторию, активность и продажи.
Напоминает популярные в 2005-2012 гг. техники манипуляции поисковой выдачей, закупая ссылки. Тогда это было просто: больше денег — больше ссылок, больше ссылок — выше позиция. И чем закончилось? В 2012 г. Гугл запустил алгоритм Penguin, а в 2015 г. Яндекс выкосил Рунет «Минусинском». Кто-то потерял 10-15 позиций, а кто-то целиком вылетел из выдачи. С социальными сетями та же история: попытки манипулировать видимостью и охватом приводят к ужесточению алгоритмов. Уже сейчас.
С 2016-2017 гг. Instagram жестко отслеживает подозрительную активность, контролирует лимиты комментариев и лайков, частые отметки сразу нескольких людей. Во главе угла — поведенческие факторы, поэтому все, что выходит за рамки стандартной активности вашего аккаунта, будет воспринято с подозрением.
Заметьте, именно вашего аккаунта. То есть, 1000 подписок в час для Ольги Бузовой — норма, а для профиля «Мосдревснабпромлогистика» ст. Бабулёво — подозрительная активность.
Сейчас классические giveaway редки, зато стали чаще встречаться их облагороженные версии. Например, марафоны, клубы и розыгрыши формата «я и еще 50 экспертов собрались вместе, чтобы, наконец, забесплатно пролить истину и подарить подарки. Подпишитесь на аккаунт конкурса и всех 50 спикеров, и будет вам польза, счастье и халява». Даже в таком формате массовые конкурсы — злостное зло. Потому что, у кого есть время каждый день листать публикации 50 спикеров? У платежеспособной аудитории точно нет. А неплатежеспособная... Зачем она вам? Кроме того, люди не дураки засорять профили подписками на 50 человек, из которых им интересны два, максимум три. Поэтому специально для таких вот конкурсов заводят «левые» аккаунты.
В результаты вы, как спонсор/спикер мероприятия, получаете тот же результат, что и при гиве — тысячи «мертвых» подписчиков, падающие охваты и массовые отписки по окончании марафона. Финита ля комедия!
Спасать и/или хоронить
Что делать, если вы не успели почитать этот материал ДО гива и поучаствовали на свою голову? Старый брендовый аккаунт, который до слез жалко терять, можно попробовать спасти:
- удерживать пришедших с гивов людей небольшими локальными конкурсами и лотереями,
- делать таргетинг на подписчиков, чтобы напоминать о себе,
- покупать ручные комментарии и лайки, чтобы аккаунт выглядел живым и здравствующим,
- аккуратно, постепенно вычищать ботов,
- сократить количество популярных хэштегов,
- чаще публиковать сториз и видео.
Сколько времени уйдет на восстановление — неизвестно. Может 2 недели, а может 2 года. Когда же реанимация бессильна, выгоднее устроить аккаунту пышные похороны….и завести новый.
Новый, как ни странно, развить проще, чем старый. Потому что:
- аудиторию вы уже знаете,
- формат подачи проверен и опробован,
- есть готовая база для таргетинга,
- никаких ботов, только живые люди,
- в архиве лежит контентная база (фото и текстовые материалы).
Ну и главное — перед глазами есть грабли! Те самые, на которые вы наступали в позапрошлом, прошлом и в этом году. Теперь вы при них знаете и больше не наступите.