Что лучше, штатный администратор сайта или команда подрядчика? Это вопрос из серии суп vs котлета, Mercedes vs BMW, дом vs квартира, так что не стоит оперировать категориями лучше/хуже. Плюсы и минусы есть у обоих вариантов. Но минусы вы увидите, только если ожидания не совпали с результатом. Чтобы этого не случилось, разберемся в специфике каждого варианта и посмотрим, когда выгодно брать администратора в штат, а когда надежнее нанять команду.
«За» штатного администратора
Штатный сотрудник глубоко интегрируется в бизнес. Это большой, пожалуй, главный плюс. Он знает, когда у вас высокий сезон, что важнее сделать в первую очередь, с кого начинать цепочку согласований.
Внутри компании специалист всегда под рукой, но мы считаем это «за» сомнительным. Держать сотрудника под контролем все равно не выйдет: имитация бурной деятельности не Бог весть какое искусство и многие офисные работники владеют им в совершенстве. Другое дело, если бизнес сплошная динамика и минуты решают все. Тогда да, штатный работник, которого в любой момент можно переключить с задачи на задачу — незаменим.
Против
Одному человека не под силу быть профессионалом сразу в 4-5 областях. Если он не М.Ломоносов. А от администратора ждут именно этого: написать текстик в рубрику новостей, сделать баннер для нового ассортимента, настроить контекстную рекламу, поправить код, проанализировать последствия предыдущего адпейта Яндекса, скорректировать стратегию продвижения.
За все сразу берутся либо универсалы с более чем средним уровнем компетенции во всех перечисленных областях, либо новички, недооценивающие объем задач и в ужасе сбегающие после двух недель работы. В любом случае, с «универсальным солдатом» умеющим всего понемножку, вы получаете среднее во всех отношениях качество SEO, текста, дизайна, кода. При таком уровне компетенций об экспертизе можно забыть.
Углубимся в организационные процессы. Какой объем ежедневной работы нужен для поддержки и развития корпоративного сайта? Первые 2-3 месяца это загрузка под завязку: убрать основные ошибки, настроитть мета-теги, разобраться с контентом, установить регулярность публикаций, зафиксировать метрики. Когда процесс отладится, администратор начнет скучать и простаивать. Потому что рутинные задачи по обслуживанию стандартного корпоративного сайта занимают 1-4 часа в день. Никак не 8.
Другое дело, если у вас крупный интернет-магазин или несколько проектов. Здесь администратор действительно нужен на полный рабочий день, но приходится возвращаться к пункту №1. При поддержке и продвижении крупного проекта регулярно появляются настолько разноплановые задачи, что совместить в одном работнике классного таргетолога, грамотного копирайтера, дотошного SEOшника, аккуратного верстальщика и виртуозного аналитика…ну просто нереально. Представим, что случилось чудо и человек-оркестр найден. Сколько он запросит за нагрузку «один за всех»?
Еще есть проблема из серии HR-компетенций. Рекрутерам компаний, не связанных с digital, сложно оценить профессионализм наемного работника. Достаточно пары отраслевых терминов и глубокомысленных сентенций про алгоритмы и позиции, чтобы кадровик проникся глубиной познаний кандидата.
В итоге на место администратора попадают краснобаи и мастера самопиара. Но никак ни профессионалы своего дела.
«За» команду на подряде
Команда агентства — тот самый оркестр, где у каждого свой инструмент, своя тема. Копирайтер пишет, верстальщик — верстает, дизайнер — рисует баннеры, программист — правит код. У всех за плечами опыт, практика ведения разноплановых проектов и 100% компетенции.
Так как стоимость услуг рассчитывается по часам или за конкретный план работ, небольшие сайты могут здорово экономить на зарплатном фонде. Сегодня есть задача для программиста? Оплачиваете и живете спокойно. Завтра нужно написать и выложить новость? Платите за текст и размещение. Все работает, никаких обновлений? Занимаетесь своим делом и никому ничего не платите.
Отпуска, больничные, свадьбы, похороны — клиентов агентства все это не волнует. Задача поставлена — задача выполнена.
Не очевидное, но важное достоинство командного подхода — глубокая аналитика. В цепочке процессов видны результаты каждого изменения. Они фиксируются и проверяются. Не потому, что в агентстве все такие правильные, в белом пальто и с нимбом. Просто у команды есть ресурсы и возможности строить гипотезы, тестировать их, делать обоснованные, подтвержденные фактам выводы.
Против
Агентства разные. Где-то на субподряд набирают фрилансеров, удешевляя стоимость услуг. Где-то настаивают на самописных студийных CMS. Где-то за каждый чих выставляют чек, постепенно увеличивая изначально низкую стоимость работ. Найти партнера, которому не страшно доверить онлайновую сторону бизнеса — непросто.
На интеграцию в проект нужно время. Если у вас интернет-магазин автозапчастей, завод турбин, НИИ «Микронаноинноваций», участникам рабочей группы понадобится время, несколько интервью и много ответов на вопросы. Это необходимо, чтобы вникнуть в специфику, проникнуться философией продукта, посмотреть процессы, увидеть сильные/слабые стороны.
Резюмируем
Возвращаясь к началу разговора, крупному бизнесу с серьезными перспективами, далеко идущими планами и диверсификацией проектов, рекомендуем набирать специалистов в штат. Но собирать команду, а не взваливать все на одиночку-многостаночника.
Малому/среднему бизнесу штатная команда не по карману, но и один единственный администратор ее не заменит. При таком раскладе основную часть процессов по поддержке/продвижению дешевле и надежнее передавать на аутсорс.