Приходит к нам как то клиент, и говорит: "Коллеги, а возьмете сайт в продвижение?" Наш генеральный вышел из офиса, посмотрел на табличку на нашей двери, а на ней написано: "Nowmedia — разработка и продвижение сайтов". И говорит клиенту: "А чего ж не взять то, возьмем".
Отдел маркетинга сел вникать в бизнес клиента, писать роадмап, семантику даже собрали и посчитали. Проблемы на сайте нашли. Продажник, на 100% уверенный в своей привлекательности (как эксперт) и на 200% в коммерческом предложении (в выкладках и прогнозах), поехал к клиенту.
Обычно в коммерческом на продвижение мы расписываем план на три месяца сотрудничества. Это помогает клиенту понять, а за что же мы, собственно, берем деньги, а нам — адекватно сформировать ожидания. В зависимости от объема проблем на сайте клиента и наличия исторических данных, исследование ситуации занимает от одной недели до трех. В среднем, как вы догадались, две, в особо запущенных случаях весь первый месяц. Это делается для того, чтобы у обеих сторон была одинаковая точка отсчета относительно ситуации, с которой нам предстоит работать.
Приехал продавец к клиенту, а клиент хитро прищурился, и говорит: "Изучил я ваше коммерческое, в целом, хорошо, но..." И дальше уважаемый заказчик 20 минут рассказывает, что он не понимает, что мы собрались исследовать две недели, когда на сайте всего-то 5 основных разделов, а второстепенными, коих два десятка можно же пренебречь. И вообще, давайте мы из нашего трехмесячного плана работ выкинем все лишнее, и сделаем это за месяц. За стоимость месяца. Ну может чуть-чуть сверху накинуть. Чуть-чуть. Но лучше не надо. А вообще лучше скидку. Ведь вон как здорово придумалось как оптимизировать нашу работу.
В общем продавец в этот момент начинает тихонько обалдевать от таких раскладов. Но поскольку профессионал — тихо спрашивает: "А дальше?"
Оставим в стороне диалоги, они иногда тяжело воспринимаются при чтении, да и писать их — то еще удовольствие.
История заключается вот в чем: клиент хочет, чтобы мы провели так называемую "разовую оптимизацию". Давайте разберемся, что это такое, откуда у этого растут ноги, и в целом, хорошо это или плохо?
Давайте с ног начнем. Я предполагаю, что один заказчик подружился со своим SEO-специалистом. Не знаю, на новогодний корпоратив его пригласил. И изрядно приняв на грудь этот самый SEO специалист выдал заказчику Главную Сеошную Тайну. Нет, не так. ГЛАВНУЮ СЕОШНУЮ ТАЙНУ-у-у-у-у. Заключается она в том, что основные трудозатраты подрядчик по SEO производит в первый месяц работ, а дальше сидит на попе ровно и гребет с заказчика деньги лопатой. А он родимый, последнюю рубашку с себя снимает, чтобы прокормить дармоедов.
Ой, начали на личности переходить. Или нет? Не переживайте, сейчас перейдем.
Так вот, прокормить дармоедов, значит. Что приходит в пытливый ум нашего предпринимателя? Топор. Правильно, сделать основные работы, получить основной эффект, а без рюшечек мы как-нибудь обойдемся. Он наверняка и про правило Парето слышал.
Правило Парето гласит, что для достижения 80% результата необходимо приложить 20% усилий. А для получения 100% (т.е. оставшихся 20%) вам придется приложить еще 80% усилий. Мол, а не достаточно ли вам, мой дорогой друг 0,8 результата на который вы рассчитывали? Порой этого, действительно, бывает достаточно, но как и во всем, тут важен здравый смысл и трезвая оценка ситуации. Скажите, можно ли быть живым на 80% и на 20% мертвым?
Высказывание очень известное, и в своей практике я встречал некоторое количество специалистов, которые прикладывали его к месту и не к месту. Иногда это приводило к плачевным результатам. Здравый смысл, ага?
Но вернемся к вопросу разовой оптимизации. Для начала, ответим на вопрос, действительно ли в первый месяц подрядчик по SEO несет основные трудозатраты?
Но, как вы прекрасно понимаете, на любой вопрос можно посмотреть под разным углом. Например, что считать более эффективным для продвижения сайта? 20 часов работы стажера-верстальщика, который сидел и метододично правил косяки верстки на проекте? Или один час медитации аналитика на Google Analytics или Вебвизор? Почему-то вспоминается фраза: "Нам некогда думать, нам копать нужно."
Едем дальше. Вот сделали вы разовую оптимизацию. Предположим она дала результат. Вы по каким-то ключам вылезли в топ. Радость, шампанское, экономия на агентстве! А что по факту это значит? Это значит, что сегодня поисковики считают, что ваш сайт лучше отвечает на эти запросы, чем сайты ваших конкурентов.
Конкуренты, видимо, в этот момент должны открыть Яндекс, вбить туда запрос "Купить козырек для крыльца в Москве бесплатно и без смс", увидеть там ваш сайт, не увидеть свои... И что дальше? Видимо поднять правую руку вверх, на выдохе, резко опустить её вниз, со словами "Ну и фиг с ним!" и пойти перестать производить козырьки? Серьезно? Ну, то есть нет. Так не произойдет. Они же продолжают работать над своим сайтом. Тексты пишут. Фото работ выкладывают. Анализируют семантику и спрос. Ну, вы и сами все знаете. Вам же достаточно, чтобы мы один раз все подкрутили и все.
Интуиция подсказывает мне, что основную мысль статьи вы уловили, поэтому перейдем к морали.
Мораль: разовая оптимизация — это так себе вариант.
Минусы:
— Эффект, возможно, будет, а, возможно, нет.
— Если эффект будет, то абсолютно точно он будет временным.
Плюсы:
— Хуже от этого точно не будет.
И вместо заключения, делаем ли мы разовую оптимизацию? Да, делаем. Мы же не идиоты, чтобы отказываться, когда нам предлагают деньги. Но честно предупреждаем клиента о всех рисках.