Продвижение без бюджета, покупки без денег, доход без вложений — у Яндекса 167 140 025 раз в месяц спрашивают что-нибудь бесплатное. Это сейчас модно. Но если поиски бесплатного фильма или пробника SPF-крема как-то вписываются в реальную картину мира, то бесплатное продвижение сайта ближе к мифу, чем к действительности.
Бесплатные инструменты продвижения
Они есть и их много. Только инструменты есть рабочие и нерабочие. Начнем с нерабочих.
Классика жанра — каталоги, сервисы закладок и программы автоматического обмена ссылками. Каталоги и закладки перестали работать лет 10 назад, когда поисковики один за другим поменяли алгоритмы ранжирования. Приличные отраслевые площадки еще остались, но для них хватит пальцев одной руки. Остальные больше похожи на свалку, чем на каталог. Хотя услуги по прогону все равно предлагают. Не бесплатно, конечно.
Автоматический обмен ссылками — методика из той же серии: вы получаете ссылку с одного сайта и взамен ставите ссылку на своей странице. Если вам дают пять ссылок, то у себя тоже размещаете пять. В итоге сайт замусоривается нетематичными ссылками, часть из которых могут вести на сайты под фильтром или на ваш сайт может ссылаться ресурс с санкциями Яндекса. Это все равно что дружить с ИГИЛ и надеяться, что правоохранительные органы ничего не заметят.
К нерабочим методам относится и комментирование публикаций на сайтах и в блогах. Вариант хорошо работал 7-8 лет назад: тогда можно было вывести сайт в ТОП, просто комментируя чьи-то опусы на Blogspot, WordPress, Tumblr и ЖЖ. Потом сервисы для блогов и крупные форумы закрыли комментарии от индексации и ссылочная масса тысяч сайтов резко обнулилась. Сейчас в Рунете еще осталось небольшое количество dofollow форумов и блогов, но жесткая модерация не оставляет шансов получить активную ссылку за короткий и не несущий глубокого смысла комментарий.
В наборе рабочих, проверенных инструментов продвижения:
- Яндекс.Коллекции — подборки иллюстраций, фотографий и другого графического контента,
- Яндекс.Кью — сервис ответов на вопросы пользователей,
- Яндекс.Дзен — платформа для авторов,
- Яндекс.Район — сервис обсуждений и событий локального уровня,
- Рекомендательные сервисы — платформы для отзывов о продуктах и услугах,
- Википедия и ее аналоги спортивной, туристической, новостной тематик,
- Яндекс.Справочник — профиль компании с активной ссылкой и отзывами,
- Google Мой бизнес — страница компании с основными услугами, ссылкой на сайт и позицией на Гугл Картах,
- Социальные сети — страницы и паблики в Facebook, OK, Instagram, ВКонтакте и пр. Индексируются поисковиками и влияют на поведенческие факторы.
Мы пользуемся всеми, но для каждого проекта подбираем отдельный комплект методик.
Еще один рабочий способ продвижения сайта — старые добрые ссылки. Но не просто ссылки, а с качественных ресурсов соответствующей тематики, с приличным ИКС, без санкций и фильтров. Единственный вариант бесплатно получить ссылку с такого сайта — договориться об обмене контентом. Например, вы пишете для сайта N большую хорошую статью, а он ставит активную ссылку на ваш интернет-магазин. За просто так, без взаимной выгоды, никто не станет передавать вес своего сайта на ваш ресурс.
База сайтов для обмена собирается вручную, строго в соответствии с тематикой. В интернете платно и бесплатно распространяются «Базы трастовых сайтов», но они не подойдут — давно скомпрометированы.
Почему при таком разнообразии бесплатных возможностей бизнес все равно заказывает продвижение сайтов? Потому что возможностей много, а времени мало. Да, самостоятельно и без бюджета сайт продвинуть можно, но для этого придется стать SEO-специалистом и тратить 6-8 часов в день не на бизнес, а на работу с сайтом: собирать базы донорских ресурсов, искать вопросы и отвечать на них на Кью, договариваться с владельцами тематических сайтов, следить за обновлениями алгоритмов Яндекса, писать тексты в огромных количествах, делать фотографии для Яндекс.Коллекций, вести канал на Дзене, отбирать семантику для продвигаемых страниц…
А ведь помимо инструментов ссылочного продвижения есть еще солидный список внутренних работ, без которых Дзен, Кью и публикации в Forbs будут бесполезны. Это и наращивание количества страниц с релевантным контентом, и решение проблем с индексацией, и увеличение скорости сайта.
Когда можно продвинуть сайт без бюджета
У любого правила есть исключения, и к продвижению без бюджета это тоже относится. Раскрутить сайт без финансовых вложений можно, если у вас маленький, регионального масштаба ресурс с услугами и товарами в свободной нише.
Например, вы печете поминальные пирожки в Астрахани и выдача по этому запросу не забита предложениями конкурирующих пекарен. Здесь для выхода в ТОП может быть достаточно небольшого аккуратного сайта, аккаунта в Instagram, пары отзывов на рекомендательных сервисах и нескольких статей в местных онлайн-СМИ.
Остальным без бюджета не обойтись. Другое дело, какого бюджета и оправдает ли результат расходы. Здесь только считать: смотреть исходные данные, оценивать риски, анализировать перспективы. Если не знаете, откуда считать и на что ориентироваться — давайте посмотрим на проект. Это ни к чему вас не обязывает: можем ограничиться общим анализом ситуации или просчитать варианты от и до.