Поисковые интенты как чемоданы с двойным дном. На поверхности одно, а внутри нечто совершенно другое. Зачем мы в них копаемся и почему нашим SEO-специалистам недостаточно просто выборки из Wordstat, SemRush и Key Collector — рассказываем.
Что такое интент поискового запроса
Интент — потребность пользователя, цель поиска. В зависимости от цели и потребности, у запроса может быть не один, а два, три и более интента.
В разрезе лексики с поисковыми интентами все просто. Например, запрос «коса» — типичный омоним. Человек, вводящий это слово в строку Гугла, может интересоваться способами плетения волос или искать инструмент для ручного скашивания травы. Помимо омонимов есть еще омографы (с ударениями в разных местах) и омоформы (существительные и глаголы с одинаковым написанием). В русском языке их много: «наполеон» ищут как рецепт торта и историю жизни французского императора, под «сушкой» могут понимать как маленькую баранку, так и процесс похудения, а в слове «белки» все зависит от ударения, и кто-то может искать фоточки грызунов из семейства беличьих, а кто-то изучает белки, которые протеины и полипептиды.
Яндекс посчитал, что в 20% случаев пользователи формулируют запросы неоднозначно. Специально для омонимичных и омографичных запросов он разработал технологию «Спектр». Она сортирует слова по 60 категориям, определяет неявные цели и показывает подходящие ответы. Ну почти подходящие...
Вообще-то, хотелось найти символ стрелки для ⇒, ну да ладно. YATI еще учится.
С точки зрения цели и намерения разобраться в поисковых интентах сложнее. Смотрите, как это выглядит на примере запроса «Даргавс». Кто не знает — это Город мертвых в Северной Осетии, живописное историческое место. Так вот, один ищет Даргавс из банального любопытства — услышал от кого-то и решил проверить, есть ли такое место и как выглядит.
Второй смотрит выдачу с познавательными целями: почитать, посмотреть, а потом блеснуть знаниями на вечеринке. Для третьего пользователя фотографии осетинского некрополя станут отправной точкой в изучении нового направления отдыха, а потом и триггером покупки экскурсионного тура во Владикавказ.
Что интересно, проблемы с пониманием интента в интернет-маркетинге характерны не только для коротких неоднозначных запросов. Как пример — «чистка кулера ноутбука». Если пользователь не потрудился добавить слово «инструкция, видео, как, своими руками» или «где, услуга, адрес, цена», приходится гадать, что имелось ввиду. То ли он хочет найти инструкцию и почистить компьютер самостоятельно, то ли ищет мастерскую.
Зачем понимать и классифицировать поисковые интенты
Чтобы понять, можете ли вы конвертировать этого пользователя в покупателя, придется понять подоплеку запроса.
В первом случае запрос исключительно информационный, клиент чуть теплый и для коммерческого сайта практически бесполезный. Он хочет сделать все сам и не готов тратить 500 рублей на ваши услуги. Вы приведете его на сайт мастерской, а он посмотрит цену и уйдет. У вас поднимется процент отказов, ухудшатся поведенческие характеристики и снизится конверсия. Оно вам надо? Конечно, можно работать и с теплой аудиторией: показать, что сделаете быстрей и качественней, застращать случаями неудачных чисток, дать большущую скидку и пообещать гарантию 10 лет. Надо или не надо — вопрос исключительно вашей маркетинговой стратегии.
Если запрос подразумевает покупку, заказ, поиск мастерской, то интерес у пользователя коммерческий, сам клиент горячий и почти готов расстаться с деньгами в обмен на вашу услугу.
Чтобы все срослось, покажите ему цены, локацию, сервис, гарантию, фотографии до и после, отзывы клиентов и пр. Дело за малым — убедить прийти к вам.
Неоднозначные запросы SEO-специалисты классифицируют по интентам. В сложных тематиках это можно сделать только вручную. Ключевую фразу, пусть это будет «интерактивные руководства», вводят в Яндекс и смотрят выдачу. Если 100% выдачи занимают образовательные ресурсы, ГОСТы, рефераты и информационные сайты, а в Директе нет похожих объявлений, вряд ли есть смысл продвигать коммерческую страницу по такому запросу. При кластеризации большого семантического ядра ручная классификация занимает очень много времени, поэтому SEO-специалисты автоматизируют процесс и подключают дополнительные инструменты.
Как понять подоплеку поискового запроса
1. Самое простое и очевидное — спросить. Сделайте опрос на сайте, задайте вопрос в письме, спросите на странице Инстаграма или запустите кампанию в Яндекс.Взгляде. Если не захотят отвечать просто так, дайте маленький бонус за потраченное время. Это работает.
2. Посмотреть новости. Всплеск интереса может вызвать новость мирового, федерального или регионального масштаба. «Прошу вас уже со следующей недели приступать уже к массовой вакцинации всего населения и выстроить соответствующий график этой работы так, как у нас происходит и по другим заболеваниям, например, по гриппу», — сказал глава государства 13 января, и в этот же день люди стали активно искать информацию по противопоказаниям к Спутнику V.
3. Изучить тематические ресурсы. Эта практика здорово работает в сложных тематиках, медицине, проектировании и пр. Несмотря на засилье социальных сетей, в интернете до сих пор есть форумы, где общаются стоматологи, проектировщики, мебельщики, ревматики, астматики и др. Они глубоко в теме, поэтому свободно оперируют терминами, аббревиатурами и у них можно подсмотреть много полезного. Так, IgA, IgM, IgG, АЦЦП интересуются, в подавляющем большинстве, люди с подозрением на ревматологические заболевания, а жесткие дуги и закрытие трем — это в сфере интересов ортодонтов и их пациентов, а значит всех, кто ставит или носит брекеты.
Вся эта длинная и сложная история с интентами в интернет-маркетинге разворачивается для одной глобальной цели — дать пользователю то, что он ищет. Не то, что вы продаете — туры, лабораторные анализы или услуги стоматолога, а то, что нужно человеку: новые впечатления в путешествии, уверенность в диагнозе или обворожительную улыбку, которая наконец-то сразит симпатичного брюнета из соседней квартиры.