Социальные сети год от года наращивают функционал e-commerce. У ВКонтакте есть витрина и VK Pay, для продаж в Фейсбуке можно настроить магазин и в тестовом режиме пользоваться Facebook Pay, а принимать оплату через Instagram помогают специальные сервисы. Казалось бы, если все так удобно, зачем эти технические сложности с сайтом, продвижением, продлением домена и хостинга? У нас есть 5 аргументов «затем».
Сайт — ваш актив, аккаунт вам не принадлежит
Начнем с главного — с денег. С точки зрения п. 3 ст. 257 НК РФ сайт — это нематериальный актив, ваша собственность. Вы, как физическое или юридическое лицо, владеете исключительными правами на контент, дизайн, можете зарегистрировать права на домен, скрипты, программные оболочки и базы данных. Вообще, российское законодательство позволяет использовать сайт при расчете доли в бизнесе или для оценки ликвидационной стоимости предприятия в процессе банкротства.
Аккаунт в социальной сети — не ваша собственность. Фотографии, текст, видео и аудио — ваши, их даже советуют депонировать для подстраховки. В остальном соцсеть в любой момент может как угодно поменять правила: сделать платный доступ, ограничить показ фотографий, сократить лимит знаков в посте или обрезать пятиминутное видео до регламентированной длины. А еще соцсесть со всеми активными подписчиками, продажами и витринами могут банально заблокировать.
В 2017 году в Украине заблокировали VK, 13 апреля 2018 года Роскомнадзор инициировал блокировку Telegram, а 10 марта 2021 года объявил о замедлении работы Twitter в России.
Аналогичная проблема — блокировка аккаунта самой социальной сетью. Причин масса, от подозрительной активности до пропаганды анорексии. Как правило, аккаунт блокируется без предупреждения и объяснения причин, а если отправляется в бан, вместе с баном удаляются все фотографии и подписчики. Шах, мат и 0,0001% шансов вернуться в строй.
Разнообразие вариантов продвижения
Для продвижения внутри социальной сети у вас есть таргетированная реклама, реклама у блогеров, органика. Для продвижения сайта — все вышеперечисленное, плюс контекстная реклама, контент-маркетинг и SEO. Конечно, можно извернуться и вести трафик из контекста на микролендинг в Инстаграме или оптимизировать посты в Фейсбуке под популярные запросы, но это уже «костыли». Они сводят на нет все удобство и простоту социальных сетей.
Уровень доверия и имидж
В 2020 году Координационный центр доменов .RU/.РФ выяснял у пользователей, что они предпочитают для бизнеса — сайт или социальную сеть. Оказалось, что 47% респондентов используют сайт и поддерживают аккаунт в социальных сетях, а 5,5% опрошенных используют только аккаунт, без сайта.
47:5 — логически оправданное соотношение. Сайт — важный элемент внешнего имиджа. Он показывает образ продукта, формирует социальный портрет компании, отражает ее позиционирование. Кроме того, доверия к компании, которая вложилась в домен, дизайн и контент всегда больше, а телефон, адрес и реквизиты в контактах дают понять, что перед вами не однодневка и не хобби-проект.
Когда вы продаете штучные восковые свечи или пишете картины в технике флюид арт, возможно, об уровне доверия и имидже можно не думать. Хотя пользователям даже с чеком до 1 000 рублей спокойней платить через Яндекс.Кассу, «Робокассу» или «Единую Кассу». Если же говорить о товарах премиум-сегмента, продукции и услугах для b2b, социальные сети однозначно нельзя рассматривать как альтернативу сайту. Здесь только интернет-магазин, промо-сайт или каталог с SSL-сертификатами, официальными рейтингами, наградами, дипломами и свидетельствами.
Любой формат, любая информация
В Инстаграме, Фейсбуке и других социальных сетях вы ограничены форматом и политикой соцсети, подстраиваетесь под нее: обрезаете ролики, дробите текст на части и выкладываете в карусель, следите за содержанием. Чтобы не было обнаженных частей тела, даже если у вас клиника интимной пластики, и контента сексуального характера, даже если вы клинический сексолог.
Социальная сеть вынуждает подстраиваться под себя. Сайт подстраиваете под бизнес.
Хотите — делаете закрытые разделы для оптовиков или 18+. Хотите — иллюстрируете товар двадцатью фотографиями. Хотите — публикуете лонгриды с формой обратной связи под каждым разделом. Плюс можно вести трафик на отдельные страницы, отключать и включать разделы, добавлять к карточкам техническую/нормативную документацию, сертификаты, блокировать отдельные IP и пр. Пространства для маневра однозначно больше.
Аналитика
Яндекс.Метрика и Google Analytics — источник ценнейших данных для маркетинга, юзабилити и продаж. Кто и откуда к вам приходит, куда люди кликают, а что пролистывают, когда происходят скачки трафика, какова конверсия по целям... По аналитическим отчетам можно:
- определить товар-локомотив и усилить его,
- найти самые конверсионные источники трафика и сосредоточиться на них,
- связать поведение пользователя на сайте и его покупки офлайн,
- проверить качество обработки звонков отделом продаж.
В социальных сетях все вышеперечисленное тоже реализуемо, но через дополнительные инструменты и ручной труд. Необременительный при небольших объемах и тяжелый, трудозатратный, если целенаправленно занимаетесь маркетингом и выходите на серьезные объемы продаж.
Когда сайт действительно не нужен
- Когда на интернет-маркетинг нет бюджета. Совсем. Тогда только социальные сети и только самостоятельно. Потому как таргетированная реклама, фото- и видеосъемка тоже стоят денег.
- Когда сайтом вы пробуете закрыть глобальные проблемы бизнеса: недоработанный сервис, отсутствие ценности и УТП. Здесь сайт бесполезен. Трафик будет идти, а продажи — нет.
- Когда у вас микробизнес городского масштаба и вы не планируете расширяться. Только помимо социальных сетей все равно рекомендуем добавить Google My Business и Яндекс.Бизнес.
Мы не призываем вкладывать последние деньги в сайт, потому что это актив, имидж и все такое. Мы за то, чтобы не складывать все яйца в одну корзину. Если продажи идут только в Инстаграме или ВКонтакте, при любом форс-мажоре бизнес встанет. Поэтому делайте связки сайт+ Инстаграм или сайт+2Gis, комбинируйте разные социальные сети или задействуйте хотя бы Тильду. Это не идеальный, но надежный запасной канал продаж и коммуникации с клиентами.