Как организовать работу с остатками на сайте

Как организовать работу с остатками на сайте

В этой статье мы поговорим про подходы к управлению и учету остатков в интернет-магазине. Вообще-то, здесь вполне применимо правило «Сколько бизнесов, столько и подходов». Поэтому мы рассмотрим несколько случаев работы с остатками, основанных на реальных кейсах с сайтами на 1С-Битрикс: Управление сайтом.

Коробочный обмен между 1С и сайтом. 1С — главная.

Для различных конфигураций 1С: Предприятие 8-й (далее — 1С) версии существуют готовые модули обмена для работы с сайтом на базе 1С-Битрикс: Управление сайтом (далее — БУС). Не будем затрагивать все нюансы обмена, а остановимся лишь на работе с остатками.

Самый типичный случай, который покрывается стандартными возможностями обмена, подразумевает наличие одного или нескольких складов, остатки с которых выгружаются на сайт. Выгрузка может производиться по расписанию с той частотой, которая необходима бизнесу. Что значит «1С — главная»? Это значит, что учет остатков, управление заказами и резервирование производятся полностью на стороне 1С. Сайт в этом случае лишь выполняет роль витрины, которая

  1. Получает из 1С каталог, цены и остатки
  2. Принимает от покупателей заказы
  3. Передает в 1С заказы и оплаты по ним
  4. Получает из 1С информацию о движении заказа (смена статуса заказа и отгрузок по нему)
В этом случае в БУС и 1С применяются следующие настройки:
  1. Количественный учет в настройках модуля «Торговый каталог» в БУС включен. Это позволит не допустить заказ большего количества товара, чем есть в остатках.
  2. Резервирование в настройках модуля «Торговый каталог» выключено. В рассматриваемом сценарии резервирование происходит на стороне 1С.
  3. Складской учет в настройках модуля «Торговый каталог» выключен. Этот параметр всегда должен быть в выключенном состоянии, если сайт работает в связке с 1С.
  4. Параметр "Выгружать остатки с учетом резерва" в настройках модуля обмена на стороне 1С включен. Это позволит выгружать на сайт только свободные остатки.

Плюсы решения:

  1. Весь процесс работы с заказами и остатками находится на стороне 1С. Никакая обработка заказов на стороне сайта не требуется.
  2. При достаточно оперативной обработке заказов и достаточно частой выгрузке остатков на сайт информация о доступных остатках на сайте практически всегда будет актуальной.

Минусы:

  1. Если резервирование товаров в заказах происходит недостаточно быстро и/или информация о свободных остатках выгружается недостаточно часто, информация об остатках на сайте будет устаревать.
  2. Может возникнуть ситуация, при которой несколько покупателей заказывают один и тот же товар, и общее заказанное количество товара будет превышать свободные остатки. Например, остаток товара — 100 штук. Один покупатель за один раз может купить не более 100 штук. Но после оформления заказа остаток не уменьшится, поэтому данный товар можно заказать еще несколько раз, пока остатки из 1С не успеют обновиться. Частично данную проблему можно решить небольшой доработкой, в результате которой доступный остаток на сайте будет уменьшаться при оформлении заказа.

Описанный выше пример является наиболее распространенным.

Коробочный обмен между 1С и сайтом. Сайт — главный.

Отличием от первого случая будет включенное резервирование на стороне БУС. Это означает, что управление резервами будет происходить на стороне сайта. Таким образом, сайт

  1. Получает из 1С каталог, цены и остатки
  2. Принимает от покупателей заказы
  3. Резервирует товары по полученным заказам, уменьшая тем самым доступное количество товара для новых заказов
  4. Передает в 1С заказы и иногда оплаты по ним
  5. Получает из 1С информацию о движении заказа (смена статуса заказа и отгрузок по нему)

В этом случае в БУС и 1С применяются следующие настройки:

  1. Количественный учет в настройках модуля «Торговый каталог» в БУС включен. Это позволит не допустить заказ большего количества товара, чем есть в остатках.
  2. Резервирование в настройках модуля «Торговый каталог» включено.
  3. Складской учет в настройках модуля «Торговый каталог» выключен. Этот параметр всегда должен быть в выключенном состоянии, если сайт работает в связке с 1С.
  4. Параметр «Выгружать остатки с учетом резерва» в настройках модуля обмена на стороне 1С должен быть выключен, чтобы избежать двойного резервирования остатков.

Плюсы решения:

  • В отличие от предыдущего кейса невозможно будет заказать товар в количестве, превышающем доступное, потому что при оформлении заказа доступное количество уменьшается сразу на сайте, а заказанное количество товара перемещается в резерв.

Минусы:

  • Придется отказаться от процесса резервирования на стороне 1С, что в свою очередь создает массу неудобств в товароучете. Например, может быть сильно осложнен процесс продаж и отгрузок менеджерами продаж, которые работают с клиентами напрямую, т.е., не через сайт.
  • Несмотря на то, что мы рассматриваем работу с остатками в контексте применения 1С, описанный выше пример может подойти для случаев, когда вместо 1С используется какой-то внешний склад, на стороне которого нет никаких процессов, а есть только информация о доступных свободных остатках и операция списания данных остатков при отгрузке заказа.
Пример такого решения — наш миникейс на проекте партнерской программы Buderus PRO.

Вывод

Несмотря на наличие двух подходов к обмену данными об остатках между битриксом и 1С, все равно существует достаточное количество интернет-магазинов, идущих своим путем. Обусловлено это тем, что в каждом из рассмотренных подходов приходится идти на компромиссы. Вопрос лишь в том, готов ли бизнес с ними мириться на текущем этапе своего развития. Существует ли идеальный вариант (или хотя бы почти идеальный)? В следующей статье мы рассмотрим еще один способ работы с остатками — через брокер остатков.
Есть проект? Свяжитесь с нами.
Дальше: Умный фильтр в битриксе — настолько ли умный
Напишите нам
Загрузка...
Спасибо
Загрузка...