Это вопрос на стыке SEO и маркетинга: консервативный сеошник поставит на неактуальную карточку 404 или сделает редирект на главную, а энергичный маркетолог удалит ненужную страницу — нечего, мол, захламлять магазин. Не будем разбирать, кто прав, а кто нет. Расскажем, как мы работаем с устаревшими товарными карточками и чем поддерживаем покупательскую активность.
Три стратегии
Для выбора стратегии нужно понимать:
- Товар закончился на складе и поступит через какое-то время,
- Товар раскуплен и неизвестно, будут ли закуплен еще раз,
- Товара нет и не будет, он вышел из ассортимента или снят с производства.
Первый вариант характерен для товаров из новых коллекций и продуктов высокого спроса. Здесь важно удержать пользователя в магазине и не отпустить его дальше, на поиски конкурента с товаром в наличие на складе. Для этого предлагаем добавить товар в «Лист ожидания» или оформить «Предзаказ» на новую поставку.
Обязательно указываем сроки появления в каталоге, чтобы клиент планировал покупку. Вряд ли кто-то захочет ждать поставку «после дождичка в четверг».
Во втором случае можно пойти по аналогичному пути и прикрутить к карточке «Лист ожидания», кнопку «Оповестить о появлении» или «Под заказ». Что хорошо в этом варианте — по соотношению трафика и заявок удобно оценить спрос и, возможно, принять решение о срочном дозаказе. Тем более, если товар востребован и воронку продаж покупатели проходят с отличной конверсией. Для подстраховки трафик имеет смысл перенаправить на аналогичный товар, предложив покупателю не только «Лист ожидания», но и продукты с похожими характеристиками.
Когда товар снят с производства или выведен из ассортимента, логично настроить редирект. И вот здесь все зависит от специфики бизнеса.
Допустим, у вас мототехника или каноэ. При выборе потребитель ориентируется, в основном, на технические характеристики и бренд, соответственно, товары для редиректа можно подбирать по этим параметрам.
С одеждой, бижутерией и другими товарами индустрии моды сложней. Фасоны, ткани, расцветки, отделка, стиль меняются от сезона к сезону, так что подбор аналогов по цвету, размеру или декору некорректен. Мы в таких случаях делаем 301 редирект на соответствующие разделы каталога бренда. Например, если из ассортимента выбыли брюки-клеш Noname, ставим редирект на раздел брюк этого же производителя и ждем несколько месяцев. Как только поисковая система объединит неактуальную карточку с разделом каталога, убираем отсутствующий товар. В дальнейшем, если пользователь кликнет на ссылку в выдаче или картинку расклешенных штанов Noname в Яндекс Картинках, система перебросит его на каталог брюк Noname. При таком переходе никто не пострадает: трафик не потеряется, поведенческие факторы не испортятся, продажи не упадут, лояльность покупателя сохранится.
Если вы читаете этот материал на стадии прототипирования или разработки ТЗ магазина, предусмотрите возможность работы с устаревшими карточками сейчас, когда это сделать аккуратно и сразу с учетом SEO. Потом, на работающем сайте, управление неактуальными страницами придется допиливать или костылить, дергая программиста по каждой мелочи. Это долго, не всегда корректер и всегда дорого.
Альтернативы и дополнительные способы для улучшения UX
UX — опыт пользователя при взаимодействии с сайтом. От UX зависит, оставит ли клиент заявку на ожидание товара или уйдет на Озон. И в работе со страницами товара «нет в наличии» основная задача UX — избавить пользователя от чувства разочарования. Здесь поможет коммуникация, максимально четкая и открытая:
- Предложите помощь с подбором аналогов по телефону или в чате. Хорошо работает со сложными продуктами, техникой, парфюмерией.
- Визуально выделяйте информацию о снятии товара с производства. Это поможет убедить пользователя поискать аналог здесь и сейчас, а не переходить к конкурентам.
- Указывайте статус «Нет в наличии» сразу в каталоге, не заставляя пользователя идти из внутреннего поиска в карточку товара.
- Предусмотрите динамические статусы для продукции, которая периодически отсутствует на складе. Это может быть «В пути», «Скоро в продаже», «Оформляется на склад» и пр.
- Проследите, чтобы в карточке были хлебные крошки. Возможно, покупатель захочет сам перейти в родительскую категорию для подбора аналога.
Для каждого сайта стратегия управления страницами с отсутствующим товаром определяется индивидуально. Одним достаточно кнопки «Нет в наличии» и рекомендательного блока. Другим приходится вручную подбирать аналогичные товары, делать переадресацию и предлагать покупателям консультации и помощь. В любом случае, каждая гипотеза должна проверяться и тестироваться до тех пор, пока кривая трафика, процент отказов и конверсия в покупки не достигнут планируемых показателей.