Что такое PIM-система и для чего в общем она нужна, читайте в нашей прошлой статье.
В 2022 году у нас появилась потребность разобраться в теме PIM/MDM-систем и выбрать оптимальное решение, которое будет подходить нашим клиентам. Наш средний клиент — это оптовый, производственный или retail-бизнес со следующими параметрами:
-
От 1000 SKU
-
От 10 товарных категорий
-
Оборот от 100 млн рублей в год
-
Один или более сотрудников работают с товарным контентом (в том числе внештатных)
-
1 или более сайтов на платформе 1С-Битрикс: Управление сайтом
-
Присутствие на маркетплейсах или желание выйти на них
и примерно следующими задачами:
-
Организация удобного и прозрачного хранения товарного контента в единой базе данных
-
Реализация принципа централизации хранения информации (когда в центральной системе данные изменились, в зависимых системах данные обновляются автоматически)
-
Обеспечение удобного доступа к информации сотрудникам и внештатным специалистам с возможностью гибко настраивать права доступа
-
Сокращение времени запуска новых каналов продаж
Какие решения существуют
Первым нашим действием было изучение существующих на российском рынке продуктов:
-
BrandQuad
-
catalog.app
-
Market provider
-
Compo PIM
-
OpenPIM
Это не все решения на российском рынке, но они достаточно типичны в своих нишах.
В интернете появляется все больше обзорных статей по теме PIM/MDM/DAM-систем. Мы не будем делать подробный обзор на каждую систему. Любой желающий может найти информацию на сайтах разработчиков или почитать тематические статьи на Хабре или других бизнесовых площадках. Поэтому сразу к причинам, почему конкретно нашим клиентам эти решения не подошли:
-
Часть решений — облачные, что приводит к зависимости от вендора и не полное владение своими же данными, которые хранятся в облаке. Невозможность доработок продукта под себя своими силами. Плюс большинство таких решений идут по подписной модели, что вызывает сомнения в экономической целесообразности в долгосрочной перспективе.
-
Часть решений — коробочные, но дорогие. Коммерческое решение в виде коробки само по себе дорогое, а для внедрения Open Source-решения требуется целый штат специалистов с компетенциями в определенном технологическом стеке.
Перечисленные решения предоставляют очень широкие функциональные возможности. Например, предоставляют не просто PIM/MDM-систему, а целую экосистему для бизнеса. И мы уверены, что это отличные решения для своего целевого клиента. Но в нашем случае основной критерий выбора — стоимость решения базовых и типовых задач бизнеса, без переплаты за избыточные функциональные возможности, при этом с возможностью кастомизации и масштабирования..
Поэтому мы продолжили наш поиск и остановились на иностранном и очень популярном в мире решении — Pimcore.
Почему Pimcore
-
Open Source-продукт, написанный на PHP на базе фреймворка Symfony.
Относительно низкий порог входа, не требует сложной инфраструктуры, свободно распространяется (отсутствуют лицензионные платежи). -
Распространяется как коробочный продукт.
Устанавливается на сервер клиента, что дает полный контроль над данными и программным кодом. -
Является на самом деле PIM/MDM/DAM-системой.
Клиент получает функционал не только PIM-системы, но и системы управления любыми данными, включая цифровые медиа материалы. Это включает в себя инструменты хранения и обработки изображений, систему хранения документов, систему контроля версий и многое другое. -
Покрывает бо́льшую часть всех необходимых бизнесу функций из коробки
Однако есть и подводные камни:
-
Богатые возможности системы компенсируются сложностью погружения в продукт. Чтобы понять все возможности Pimcore, потребуется не один рабочий день или даже неделя.
-
Продукт не заточен под реалии российского рынка: нет ни одной готовой интеграции ни с одним востребованным сервисом.
Pimcore для российского рынка
Остался вопрос с адаптацией Pimcore под российские реалии. Эта работа требовала дополнительной разработки с нашей стороны и упаковки в отдельный продукт, однако такой такой путь существенно экономил бюджеты наших клиентов. Что мы сделали:
-
Разработали собственную конфигурацию, которая устанавливается поверх основной системы, не нарушая функциональности ядра. Данная конфигурация подойдет большинству компаний. Для тех, кому она не подойдет, она легко модифицируется, в том числе с помощью собственных ресурсов по разработке.
-
Разработали модули интеграции с российскими маркетплейсами.
-
Разработали интеграцию с 1С-Битрикс: Управление сайтом. Решение состоит из модуля, устанавливаемого на стороне PIM-системы, и модуля, устанавливаемого на стороне сайта. Позволяет интегрировать любое количество любых интернет-магазинов или витрин на Битриксе с Pimcore без привлечения программистов. [Об этом модуле есть отдельная статья, рекомендуем к изучению.]
-
Подготовили документацию на русском языке, подробно описывающую весь функционал и помогающую самостоятельно во всем разобраться.
В итоге мы получили продукт, который полностью решает задачи наших клиентов и обладает рядом преимуществ:
-
Устанавливается на бесплатную версию Pimcore
-
Клиент может внедрить наше решение самостоятельно, пользуясь нашей документацией и в дальнейшем поддерживать его (но можно заказать и внедрение под ключ)
-
Отсутствует обязательная подписка. Наше решение приобретается один раз и остается полностью в распоряжении клиента.
-
Наш продукт помогает решить самую главную задачу — реализовать управление всем товарным контентом в одном месте в виде коробочного решения и без капитальных вложений.
-
Минимизация вложений бизнеса: стоимость лицензии нашего продукта начинается с 300 000 рублей, что существенно ниже рынка.
Разработав решение и получив первичную положительную обратную связь от наших клиентов, мы начали постепенно внедрять наше решение. В следующей статье мы расскажем о внедрении нашего продукта для группы компаний ПРОМЕТ, с какими сложностями мы столкнулись и как их решали, а также познакомим с результатами внедрения.
А если вас уже заинтересовало наше решение, то более детально ознакомиться с ним и связаться с нами можно по ссылке: