Интернет-магазины в мебельной тематике зачастую требуют особого подхода к организации каталога товаров. В таких каталогах, как правило, одновременно могут встречаться и простые товары, и товары с вариациями, и комплекты (они же — гарнитуры). Иногда такое разнообразие типов товаров может встречаться даже внутри одной категории каталога, что в свою очередь уже требует особого подхода к фильтрации. Про фильтрацию мы рассказываем в отдельной статье, а сейчас поподробнее остановимся на комплектах.
Как устроены комплекты в 1С-Битрикс: Управление сайтом (БУС)
В админке БУС вы видите комплект как некую единицу каталога, к которой привязаны товары как элементы комплекта. А покупатель на сайте видит комплект как обычный товар. В корзину такой комплект тоже добавляется как одно наименование, однако при отгрузке заказа из остатков списываются именно товары, входящие в комплект. Подходит это для тех случаев, когда товар приходуется отдельными артикулами со своими ценами закупки, а продается как единое целое. Таким образом, покупатель получает конечный продукт, а продавец при продаже списывает те же артикулы, что и приходовал. Цена комплекта задается в админке и никак не привязана к стоимости входящих в него артикулов.
Подходит ли это для мебельных гарнитуров? Безусловно, да. Можно создать комплект, в который входит кровать, две тумбочки и шкаф, и вот мы получаем спальный гарнитур. При этом элементы гарнитура вполне могут продаваться как отдельные товары, находящиеся в своих разделах каталога: шкаф — в шкафах, кровать — в кроватях и т.д.
Что еще может битрикс «из коробки»?
Еще в битриксе есть наборы. Набор — это расширение, которое можно добавить к любому типу товара. Т.е., набор можно добавить и к простому товару, и к товару с вариациями, и к комплекту. Добавленные в набор товары будут предложены покупателю вдовесок к основному товару. Причем покупатель может отказаться от дополнительного предложения, принять его целиком, либо же принять его частично, убрав из набора те наименования, которые ему не нужны. Важно иметь в виду, что товары в наборе предлагаются в том количестве, которое задано в админке. Т.е., если к основному товару предлагается другой товар в количестве двух штук, то либо покупатель берет эти две штуки, либо не берет их совсем.
Товары, добавленные в набор, добавляются в корзину отдельными строками. Таким образом, если в корзину добавлен комплект и к нему добавлены товары из прикрепленного к нему набора, то в корзине будет отдельной строкой указан комплект и отдельными строками каждый товар из набора.
Применить подобную логику наборов в мебельной тематике тоже можно. Например, к спальне можно дополнительно предлагать постельное белье, матрас и т.п.
Как сделать лучше
Описанные выше функциональности не универсальны и сковывают возможности интернет-магазина. Чаще всего магазину требуется, чтобы покупатель мог сам сконфигурировать свой гарнитур, выбрав те элементы, которые ему нужны, и в том количестве, которое требуется.
Идеальный для многих заказчиков вариант гарнитура работает следующим образом:
- Создается комплект, в состав которого добавляются артикулы, формирующего его. Для каждого элемента комплекта можно задать необходимое количество.
- К комплекту добавляется набор, в который добавляются артикулы, которые предлагаются опционально к данному комплекту. Количество так же можно указать для каждого артикула.
- Цена комплекта в админке не задается, так как она будет формироваться из цен входящих в него товаров и в зависимости от выбора покупателя.
Покупатель же видит это так:
Товары, входящие в состав комплекта, будут по умолчанию отмечены и включены в гарнитур. А товары из набора будут представлены рядом и по умолчанию не включены в гарнитур. При этом покупатель может отрегулировать как количество товаров из комплекта, так и из набора. Стоимость итогового гарнитура будет зависеть исключительно от стоимости добавленных в него товаров.
На рисунке проиллюстрирован блок с элементами гарнитура на странице товара: кровать и две тумбы в комплекте и комод, предлагаемый опционально как элемент набора.
При добавлении гарнитура в корзину каждый входящий в него артикул желательно отразить отдельной строкой. Это важно, потому что покупатель должен видеть, что в корзине оказалась именно та конфигурация, которую он выбирал на странице товара.
Подобное решение мы предлагаем в рамках обоих вариантов разработки: в ускоренном и под ключ.
В отдельной статье мы разберем работу корзины в контексте применения описанной выше логики. А именно: что будет, если в корзину добавили один и тот же товар дважды: один раз в составе гарнитура и один раз в качестве отдельного товара.